Состав сил в новом наступлении

Главной силой в центральной части Тихого океана являлся 5-й флот США. Этот флот начал формироваться, когда весной 1943 года в Пирл-Харбор стали прибывать первые крупные авианосцы типа "Эссекс" водоизмещением 27000 т и со скоростью хода 32 узла. Вслед за ними начали поступать также быстроходные легкие авианосцы типа "Индепенденс" водоизмещением 11000 т. К осени 1943 года в 5-м флоте уже было 5 крупных и 6 легких авианосцев, 8 эскортных авианосцев, 5 новых и 7 старых линейных кораблей, 9 тяжелых и 5 легких крейсеров, 56 эсминцев, 29 различных вспомогательных кораблей и судов и огромное количество десантных и десантно-высадочных средств. Командовал этим большим флотом вице-адмирал Спрюэнс.

Основным ядром 5-го флота являлось быстроходное авианосное оперативное соединение, которое должно было поддерживать десантные операции нанесением ударов с больших расстояний с целью изоляции плацдармов высадки, нанесением ударов по районам высадки непосредственно перед операцией и оказанием тактической поддержки десантным частям во время самой высадки, а также перехватывать воздушные силы противника, угрожающие десантным силам. Авианосное оперативное соединение действовало, как правило, в составе четырех оперативных групп, в которые обычно входили два тяжелых и два легких авианосца, сопровождаемых эскортом из одного или двух быстроходных линейных кораблей, трех или четырех крейсеров и 12-15 эсминцев. Подвижные и гибкие авианосные группы могли действовать совместно и независимо друг от друга, выделять из своего состава корабли для формирования ударных соединений или выполнять специальные задачи.

Составной частью 5-го флота являлось 5-е соединение десантных сил, которым командовал контр-адмирал Тернер. При проведении операций в состав десантных сил входили транспорты для перевозки войск, грузовые суда, десантные и десантно-высадочные средства, десантные транспорты-доки и др. В состав этих сил входили также эсминцы, эскортные авианосцы, крейсера и старые линейные корабли, выделенные для непосредственной поддержки десанта. Десантные силы, как правило, делились на два и более ударных соединения, а также нередко выделяли корабли для выполнения специальных задач. Некоторые быстроходные корабли с артиллерийским вооружением действовали или с авианосными, или с десантными группами - в зависимости от .тактической обстановки. По мере накопления опыта силы поддержки из эскортных авианосцев и артиллерийских кораблей выполняли задачи тактической поддержки войск в десантных операциях, высвобождая быстроходные авианосцы с эскортирующими их кораблями для выполнения задач прикрытия и перехвата сил противника. Войска, входившие в состав 5-го соединения десантных сил (сухопутные и морской пехоты), образовали 5-й десантный корпус, которым командовал генерал-майор Смит.

Наконец, 5-й флот США имел собственную наземную авиацию, состоящую из армейских, морских и принадлежащих морской пехоте самолетов, которые при необходимости оказывали поддержку быстроходным авианосным соединениям и соединениям десантных сил.

Для быстрого наступления через океан и удержания господства на море по мере продвижения на запад 5-й флот США должен был обладать максимальной подвижностью и способностью длительное время оставаться в море. Корабли флота не могли, подобно кораблям прошлого столетия, быть тесно привязанными к тыловым базам для снабжения, пополнения топливом и текущего ремонта. Быстроходное авианосное соединение должно было постоянно оставаться в море, чтобы воспрепятствовать нанесению противником ударов по занятым союзниками пунктам и постоянно атаковать его, прокладывая путь для дальнейшего наступления. Способность 5-го флота длительное время находиться в море обеспечивалась организованными в короткий срок передовыми базами, в основном плавучими, развернутыми в лагунах атоллов или на укрытых якорных стоянках.

Подвижные отряды службы тыла, состоявшие из плавучих баз, мастерских и доков, позволяли снабжать боевые корабли всем необходимым и производить в море или вблизи островных баз ремонт всех кораблей, за исключением тех, которые имели тяжелые повреждения и требовали заводского ремонта. По мере продвижения сил флота на запад подвижные отряды службы тыла переходили в другие пригодные для базирования места и организовывали там новые передовые базы в непосредственной близости от зон боевых действий.

В дальнейшем заход в передовые базы кораблей авианосного оперативного соединения становился все более редким явлением, так как их запасы пополнялись в море специально созданными группами пополнения запасов (танкеры, транспорты и охранение). К концу войны установился порядок, при котором одна авианосная оперативная группа уходила из района боевых действий на сутки в точку рандеву с группой пополнения запасов, в то время как другая продолжала вести боевые действия.

Все это, вместе взятое, - заблаговременное планирование, строительство, заказы промышленности, подготовка личного состава, перевозки и поддержание сил в боевой готовности - позволило организовать и сосредоточить огромные силы, способные наносить быстрые и мощные удары по врагу на пути от Пирл-Харбора до Филиппин.