Марокко. Подход сил

Западное оперативное соединение ВМС под командованием адмирала Хьюитта, державшего свой флаг на тяжелом крейсере "Огаста", состояло из 102 военных кораблей, транспортов и вспомогательных судов, общий походный порядок которых занимал более 500 кв. миль океана. Для введения противника в заблуждение северная и южная ударные группы, выйдя 23 октября с Хэмптонского рейда, пошли в южном направлении. На следующий день с этого же рейда вышла центральная ударная группа. Она пошла на север, как бы направляясь в Англию, Позднее эти группы соединились, а 27 октября к ним присоединилась группа прикрытия, вышедшая из залива Каско (штат Мэн). В группу прикрытия входили новый быстроходный линейный корабль "Массачусетс" и два тяжелых крейсера. 28 октября в средней части океана к соединению Хьюитта присоединилась ранее высланная к Бермудским островам группа авиационного прикрытия, состоявшая из авианосца "Рейнджер", четырех переоборудованных из танкеров эскортных авианосцев, легкого крейсера и девяти эсминцев,

Маневрируя с целью введения противника в заблуждение и уклоняясь от атак подводных лодок, западное оперативное соединение ВМС постепенно приближалось к африканскому побережью. Дул сильный северо-западный ветер, поднимавший высокую океанскую волну. Полученные из Вашингтона прогнозы погоды указывали на то, что в намеченный день высадки - 8 ноября - волнение моря у марокканского побережья будет слишком сильным, Но адмирал Хьюитт предпочел довериться прогнозу метеоролога своего штаба, который считал, что 8 ноября высадка будет возможна, а позднее в течение нескольких дней волнение окажется намного сильнее. Поэтому Хьюитт продолжал действовать по намеченному плану. Он решил, что если высадка окажется невозможной, он отложит ее, дав соответствующий сигнал по радио, а если войска все же нужно будет высадить, он будет действовать в соответствии с запасным вариантом плана, то есть произведет высадку на средиземноморское побережье Африки. На подходах к Марокко Хьюитт получил сообщение о том, что после победы под Эль-Аламейном, одержанной 5 ноября, английская 8-я армия стала теснить силы Роммеля на восток.

7 ноября западное оперативное соединение ВМС разделилось на три группы. Южная ударная группа повернула на юг в направлении небольшого порта Сафи, где предполагалось высадить войска численностью 6500 человек и 90 средних и легких танков, которые должны были двинуться на Касабланку с юга. Центральная ударная группа направилась к небольшому порту Федала с задачей высадить в нем войска численностью 19500 человек и 79 легких танков для наступления на Касабланку с севера. Корабли и суда северной ударной группы взяли курс на прибрежный населенный пункт Мехдия для высадки войск численностью 9000 человек и 65 легких танков, перед которыми стояла задача захватить аэродром в расположенном поблизости Порт-Лиотей. Предполагалось, что войска, высаженные в Сафи и Мехдии, отвлекут французские части, которые в противном случае могли бы помешать высадке на центральном и основном направлении - в Федале. Группа прикрытия направилась к Касабланке, чтобы воспрепятствовать выходу из гавани любых кораблей противника. Авианосная группа разделилась так, чтобы оказать авиационную поддержку на всех трех направлениях: один эскортный авианосец - в районе Сафи, два эскортных авианосца - в районе Мехдии, авианосец "Рейнджер" и один эскортный авианосец - в районе Федалы и Касабланки,

Армейское командование настаивало на проведении высадки в ночное время, мотивируя это необходимостью достичь внезапности и опасением, что при дневной высадке корабельная артиллерия не сможет обеспечить войскам необходимой поддержки. Чтобы осуществить в темное время суток переход кораблей к исходному рубежу, перегрузку войск и техники на десантно-высадочные средства и переход этих средств к берегу, высадку назначили на 04.00, то есть за два часа до рассвета.

Армейское командование настаивало также на доставке вместе с первыми эшелонами войск слишком большого количества различной техники и снаряжения. Это требование привело к увеличению количества десантно-высадочных средств, которые в данной операции были представлены самыми разнообразными кораблями, начиная от фанерных баркасов с бензиновым двигателем и кончая стальными десантными кораблями с дизельным двигателем, специально предназначенными для перевозки механизированных войск и способными перевозить легкие танки. В более поздних десантных операциях союзники располагали достаточным количеством танко-десантных кораблей, а при высадке в Северной Африке число таких кораблей было ограничено возможностями размещения их на транспортных судах.

Командующий войсками, предназначенными для высадки в Федале, генерал-майор Андерсон усложнил дело тем, что в самую последнюю минуту решил увеличить количество войск первого эшелона почти на 50 процентов. В результате для обеспечения первых бросков достаточным количеством десантно-высадочных средств военно-морское командование вынуждено было разработать сложный и жесткий график, который даже для опытных строевых команд кораблей оказался трудновыполнимым не только в ночных условиях, но и в светлое время суток.