Нападение на Пирл-Харбор
Главнокомандующий японским Объединенным флотом адмирал Ямамото еще в начале 1941 года предложил в случае войны с США напасть на Пирл-Харбор, чтобы парализовать флот США и сделать невозможным его вмешательство с фланга, когда Япония будет занята завоеванием "жизненного пространства в южных морях". Детали нападения на Пирл-Харбор были разработаны в начале осени 1941 года, а 1 декабря на совещании у императора было принято окончательное решение о вступлении Японии в войну.
Это рискованное решение было принято в момент наивысшего успеха стран оси в Европе. Осенью 1941 года Роммель угрожал Египту, а немецкие войска находились под Москвой. Представлялось вероятным, что США перед лицом опасности победы Германии в Европе не окажут японцам серьезного противодействия на Тихом океане. Пользуясь этим, Япония могла бы одержать победу в Юго-Восточной Азии, захватить богатые ресурсами южные районы и создать вокруг них и самой Японии оборонительный рубеж из расположенных на островах воздушных баз и баз для подводных лодок, что заставило бы Соединенные Штаты пойти на уступки и принять условия Японии.
Предназначенные для атаки Пирл-Харбора силы, которые уже находились в море, когда императорский совет принимал окончательное решение, состояли из шести авианосцев - "Акаги", "Kaгa", "Сорю", "Хирю", "Сёкаку" и "Дзуйкаку" - в сопровождении двух линейных кораблей, трех крейсеров и девяти эсминцев. Корабли шли северным путем, чтобы избежать обнаружения американской воздушной разведкой и уменьшить вероятность встречи с торговыми судами. Еще раньше в море вышли 27 подводных лодок, из которых 11 имели на борту самолеты, а 5 несли на себе сверхмалые подводные лодки, предназначенные для проникновения внутрь гавани Пирл-Харбора.
6 декабря японские авианосцы получили последние данные относительно кораблей, стоявших в Пирл-Харборе. Авианосцы "Энтерпрайз" и "Лексингтон" находились в море, о чем больше всего сожалел командующий японской авиацией ВМС, который сказал, что он предпочел бы потопить эти два авианосца, чем все восемь линейных кораблей. Однако командующий ударными силами вице-адмирал Нагумо принял решение провести намеченную атаку по плану. В 06.05 7 декабря, когда японские авианосцы находились в 230 милях севернее острова Оаху, Нагумо поднял в воздух первую атакующую группу в составе 183 самолетов, предназначенных для атаки американского флота.
В Пирл-Харборе в это время никто даже не подозревал о надвигающейся катастрофе. Предостережение, полученное 27 ноября, указывало только на то, что в Вашингтоне считают возможным продвижение японских сил на юг, то есть к Филиппинам или к Малайе. В соответствии с этим командующий Гавайским военным округом генерал-лейтенант Шорт принял меры только против возможных диверсий, о чем он и доложил в Вашингтон. Адмирал Киммел не получил никакой информации, которая оправдывала бы прекращение проводившихся в то время ответственных учений флота.
Спокойная обстановка воскресного утра была несколько нарушена в 06.45, когда на внешнем рейде Пирл-Харбора эсминец потопил сверхмалую подводную лодку, но донесение об этом факте не вызвало сигнала общей тревоги. Фактически это донесение даже не указывало на какую-либо опасность для кораблей, укрытых в гавани. Многие офицеры завтракали, на кораблях готовились к обычной смене вахты, когда над островом появились первые японские самолеты. Их враждебные намерения окончательно обнаружились лишь в 07.55, когда стали падать первые бомбы. Основной удар был нанесен по линейным кораблям, стоявшим к востоку от острова Форд. Несмотря на внезапность налета, американские моряки быстро заняли свои места на боевых постах, но расстроить планы противника им не удалось. За атаками торпедоносцев последовали атаки пикирующих бомбардировщиков. Основные повреждения кораблям были нанесены во время первой атаки, которая закончилась около 08.30. Затем, после короткого перерыва, появилась вторая волна самолетов, состоявшая из 170 бомбардировщиков и истребителей, избравших для атаки корабли, которые еще не были повреждены.
Вскоре после нападения японцев затонул линейный корабль "Аризона". Он получил несколько прямых попаданий торпед и бомб в самом начале атаки; стоявший около его борта небольшой корабль-мастерская "Вестал" не мог обеспечить защиту линейного корабля. Одна бомба взорвалась в носовом погребе "Аризоны".
Охваченный пламенем корабль пошел ко дну, унеся с собой более тысячи человек экипажа.
Линейный корабль "Оклахома", стоявший вместе с линейным кораблем "Мэриленд", в первые же секунды атаки получил три торпедных попадания, сразу дал крен и перевернулся. "Оклахома" был полностью разрушен, и позднее его подняли только для того, чтобы очистить гавань. Линейный корабль "Уэст Виргиния" стоял с внешней стороны линейного корабля "Теннесси" и также был торпедирован в самом начале атаки. Однако решительные действия экипажа по выравниванию крена путем затопления противоположных отсеков предотвратили переворачивание корабля. Экипаж продолжал борьбу, так как корабль сел на грунт на мелком месте. Стоявший с внутренней стороны "Теннесси" получил два попадания бомб, и ему угрожала опасность взрыва от горящей нефти на "Аризоне", но, к счастью, повреждения этого корабля оказались не столь серьезными. "Мэриленд" отделался только двумя прямыми попаданиями авиабомб.
Линейный корабль "Калифорния" стоял один. Получив попадания двух торпед и одной бомбы, он сел на грунт на ровном киле. Линейный корабль "Невада", также стоявший отдельно, оказался единственным кораблем, способным двигаться. Несмотря на попадание торпеды в носовую часть, он все же дал ход и под градом бомб выбросился на берег, чтобы не затонуть на фарватере. Флагман Тихоокеанского флота линейный корабль "Пенсильвания" стоял в доке, и атаковать его торпедами было невозможно. Он вел по самолетам настолько интенсивный огонь, что те не смогли достать его. В результате он получил только одно попадание бомбы.
Основными объектами нападения японцев были корабли флота, однако они атаковали и аэродромы, расположенные в районе этой базы. Американцы поспешно приняли некоторые меры по защите аэродромов, но стоявшие в тесном строю самолеты все равно понесли потери. В общей сложности флот потерял 80 самолетов, ВВС армии - 231 самолет. После атаки боеспособными осталось всего 79 самолетов. Во время атаки Пирл-Харбора японцы потеряли 29 машин, не считая тех, которые разбились при посадке на авианосцы.
Общие потери США в людях составили 3681 человек. Флот и корпус морской пехоты потеряли 2212 человек убитыми и 981 ранеными, армия - 222 человека убитыми и 360 ранеными. С американской точки зрения последствия нападения на Пирл-Харбор оказались менее значительными, чем они представлялись в первый момент, и, безусловно, гораздо меньше тех, которые могли бы быть. Старые корабли, потопленные в Пирл-Харборе, были слишком слабыми, чтобы вступить в борьбу с новейшими японскими линейными кораблями или сопровождать новые быстроходные американские авианосцы. После того как все эти корабли, кроме "Аризоны" и "Оклахомы", были подняты и отремонтированы, они использовались только для обстрела побережья. Временная потеря линейных кораблей позволила высвободить хорошо обученный личный состав для укомплектования авианосных и десантных сил, в которых ощущался большой недостаток. Не имея линейных кораблей, США были вынуждены целиком положиться на авианосцы, и это оказалось решающим фактором в войне на море.
Сосредоточив внимание на боевых кораблях, японцы не придали значения разрушению складов и мастерских. Они также упустили из виду и склады топлива, расположенные рядом с гаванью, где находилось 400000 т мазута. Эти накапливавшиеся из года в год запасы было бы очень трудно возместить, ввиду того что США приняли обязательство поставлять топливо прежде всего в Европу.