Оборонительные мероприятия США
С тех пор как США раскрыли и стали читать японский шифр, они всегда были в курсе всех японских планов. Из полученных таким образом сведений штаб адмирала Нимица узнал, какие цели наметили японцы, приблизительный состав участвующих в операции сил, направление, откуда следовало ожидать подхода основных сил, и время начала операции. Эти сведения значительно облегчали принятие контрмер, но ввиду недостатка сил командование США считало свое поражение в этой операции почти неизбежным.
Прежде всего перед Нимицем встал вопрос: как быть с Алеутскими островами? Приказать их гарнизонам защищаться своими силами или передать им часть сия и средств из центральной части Тихого океана? Нимиц выбрал последнее и выделил для обороны Алеутских островов 5 крейсеров, 14 эсминцев и 6 подводных лодок. Эти силы находились под командованием контр-адмирала Теоболда, на которого возлагалось и командование авиацией берегового базирования.
Что же касается обороны Мидуэя, то здесь дело обстояло несколько сложнее. Атолл был слишком мал, чтобы разместить на нем достаточное количество сил и средств для отражения атаки двигавшихся к нему исключительно крупных сил противника. Расположенный на крайнем северо-западном конце Гавайской гряды и удаленный от Пирл-Харбора почти на 1100 миль, этот атолл состоит из двух окруженных рифами островов. Остров Санд-Айленд имеет в поперечнике не более двух миль, а остров Истерн-Айленд, на котором находится аэродром, - еще меньше. Тем не менее американцы сделали все возможное для укрепления Мидуэя. Берег и окружающие атолл воды были заминированы. Гарнизон морской пехоты был усилен личным составом и зенитными орудиями. Увеличилась и численность авиации. Для разведки предназначалось 30 летающих лодок "Каталина". Между Мидуэем и Оаху постоянно совершали полеты бомбардировщики В-17, а 3 июня 17 таких машин прибыли на Мидуэй для постоянного базирования. Эскадрильи авиации морской пехоты также получили дополнительные самолеты. Для противовоздушной обороны атолла его гарнизон имел 26 истребителей "Буффало". Кроме того, на атолл базировались 34 пикирующих бомбардировщика Большинство экипажей на этих самолетах было укомплектовано спешным порядком: летчики пришли туда прямо из летных школ и совсем не имели опыта. Здесь располагались четыре армейских самолета В-26, вооруженных торпедами, для сбрасывания которых они не были приспособлены. Единственными настоящими боевыми самолетами были лишь шесть машин TBF.
Морская пехота, безусловно, устроила бы японцам весьма "теплый" прием, если бы дело дошло до высадки десанта, но не вызывало сомнений, что в конечном итоге судьба Мидуэя зависела от эффективности действий флота. Но что мог выделить для этой цели адмирал Нимиц? Авианосец "Лексингтон" был потоплен в Коралловом море. "Саратога" закончил ремонт, но задержка в формировании необходимой для него группы прикрытия привела к тому, что он вышел из Сан-Диего только 1 июня, а в Пирл-Харбор прибыл уже 6 июня - слишком поздно, чтобы принять участие в сражении.
Авианосцы "Хорнет" и "Энтерпрайз" были спешно отозваны из южной части Тихого океана и 26 мая прибыли в Пирл-Харбор, Здесь место внезапно заболевшего адмирала Хэлси временно занял контр-адмирал Спрюэнс, который командовал до этого крейсерами ударной группы. 28 мая два авианосца под прикрытием пяти тяжелых крейсеров, легкого крейсера и девяти эсминцев вышли наконец в море.
Поврежденный авианосец Флетчера также успел подойти из южной части Тихого океана. Ремонт, который в нормальных условиях требовал трех месяцев, был произведен за три дня, и утром 30 мая авианосец "Йорктаун" уже вышел в море под прикрытием двух тяжелых крейсеров и пяти эсминцев. 2 июня авианосные силы США встретились северо-восточнее Мидуэя, и адмирал Флетчер, как старший, взял на себя командование ими.
Эти три авианосца с прикрывавшими их кораблями и представляли собой все то, что американцы могли тогда собрать для отражения удара японцев. Правда, на западном побережье США имелось еще несколько старых линейных кораблей, но они были слишком тихоходны, чтобы сопровождать авианосцы, и к тому же у США не было достаточного количества эсминцев для обеспечения их эскортирования.
Для усиления авианосцев на подходах к Мидуэю было расставлено на позициях 19 подводных лодок. Одна из них - "Катлфиш" - занимала позицию в 700 милях к западу от атолла, где, как предполагалось, японцы назначили пункт встречи своих сил. Три подводные лодки патрулировали в 200 милях к западу от атолла, а еще шесть лодок располагались в 150 милях от Мидуэя по дуге, простирающейся с юго-запада на север. Две подводные лодки действовали всего лишь в 50 милях северо-западнее Мидуэя, остальные находились в составе групп поддержки авианосцев и прикрытия острова Оаху. Адмирал Нимиц, находясь в Пирл-Харборе, взял на себя общее руководство операцией, считая, что оттуда он сможет лучше управлять действиями авианосцев и подводных лодок, а также авиацией, базирующейся на атолл Мидуэй.
Задача Флетчера и Спрюэнса оказалась чрезвычайно трудной. Инструкция Нимица гласила: "Вы должны руководствоваться принципом оправданного риска и не подставлять свои силы под удар превосходящих сил противника, если нет шансов нанести ему серьезные потери". Очень трудно сражаться, опасаясь встретить превосходящие силы противника и не подставляя себя под удар. На что могли рассчитывать Флетчер и Спрюэнс? Очевидно, только на исключительно умелое использование данных разведки и на принцип внезапности. Американское командование понимало, что решающее значение в этой операции сыграет авиация, и потому сосредоточило все свое внимание на авианосцах противника. Позиция американских авианосцев на северо-восток от Мидуэя была выбрана правильно, потому что в этом случае они занимали фланговое положение к японскому оперативному соединению, к которому японцы, ввиду большой разбросанности их сил, не могли вовремя прийти на помощь,