История в историяхКак русская Аляска стала американской |
Знаете ли вы, что 140 лет назад территории тогдашней России и современной Канады имели более чем тысячекилометровую общую сухопутную границу? Впрочем, продолжалось это "тесное соседство" всего три с половиной месяца… Карта Аляски (1895 г.) Кто, где и когда открыл Америку? Не говорите, что это сделал 12 октября 1492 года Христофор Колумб, увидевший в этот день берега тропического острова, который он назвал Сан-Сальвадор. Нет: уже точно доказано, что за пять веков до него на берегах другого, гораздо более северного острова, относящегося к Америке — ныне канадского Ньюфаундленда — высадились скандинавские викинги. Они построили там поселок, остатки которого обнаружены археологами. Есть, однако же, гипотезы, что ещё до викингов Америку "открыли" миссионеры — ирландские монахи, которые пытались обратить в христианство живущих там индейцев... Стоп!.. "Живущих там индейцев"?! Что же это за открытие "нового" континента, если там уже жили люди? Этак и автор этой статьи может сказать, что это он открыл Америку 21 октября 1979 года, в день своего рождения ступивший на этот континент и обнаруживший там, в таинственной Канаде, за "железным занавесом", заселенную землю и даже несколько крупных городов! Но шутки в сторону. Конечно, Америку открыли те люди, которые прибыли туда самыми первыми. Было это, согласно последним археологическим данным, примерно 30 тысяч лет назад, и прибыли они не с востока, из Европы через Атлантику, как мы с Колумбом, и не морем, и не по воздуху, а с запада, из Азии, пешком. И пришли они на Аляску через Чукотку, через существовавший тогда сухопутный "Берингов мост" — перешеек на месте нынешнего Берингова пролива, соединявший Азию и Америку. Многими волнами приходили азиатские племена на Аляску, и каждая новая, последующая волна переселенцев "подталкивала" предыдущую, обосновавшуюся было здесь, и сдвигала ее далее на юг, побуждая к преодолению огромных пространств северной тайги, потом прерий, засушливых равнин и высокогорий Центральной Америки, а потом и тропических лесов Южной. Предки всех индейских племен Америки, вплоть до будущих жителей Огненной Земли, прошли когда-то через Аляску — и оставили там археологические следы своего временного обитания. Эта беспримерная по преодоленным расстояниям лавина миграций началась еще в те времена, когда физический тип "азиатской" (монголоидной) расы еще не сложился, и поэтому индейцы внешне не очень похожи на своих азиатских соседей по Тихоокеанскому бассейну. Кстати, кожа у них смугловатая, но без какого-либо "красноватого оттенка", о котором иногда пишут несведущие люди, "краснокожими" их прозвали европейцы, первыми встретившие на берегах Атлантики племя, которое имело обычай раскрашивать свои тела красной глиной. Те же европейские "первооткрыватели" назвали их "индейцами" — полагая, что "открыли" не новый континент, о существовании которого догадались не сразу, — а часть Индии! Предки нынешних индейцев-атапасков (сами себя они называют "народ дене") пришли на Аляску около девяти тысяч лет назад. К тому времени новый континент был уже почти "заполнен" азиатскими переселенцами, и большинство дене так и остались на Аляске и в прилегающих районах нынешней Канады, сохранив сложившуюся у них культуру северных таежных охотников; из всех индейцев Америки они более других похожи на азиатов. Они перешли "Берингов мост" посуху последними. Вскоре морские волны и движущиеся льды навеки перекрыли перешеек, и следующими на Аляску пришли уже водой и льдами истинные арктические жители — эскимосы (которые на различных диалектах своего языка называют себя инуитами или юитами, что означает просто "люди"), а также их южные родственники — морской народ алеуты, как и эскимосы — охотники на морского зверя, изобретатели байдарок-каяков. Эскимосы и алеуты уже совсем похожи на своих азиатских соседей — чукчей, коряков, камчатские народы. До оленеводства они не додумались (домашний олень появился в Сибири значительно позже, а на Аляску он попал только в конце 19-го века из России), зато вместе с ними пришло первое и долгое время единственное в Северной Америке домашнее животное — красивая и умная собака лайка. Эскимосы заняли северное побережье и тундру Аляски (а потом и Канады, и дошли даже до Гренландии), индейцы остались на таежном юге, а алеуты обжили острова, получившие название Алеутских. Цепочка этих островов, самые западные из которых сейчас носят название Командорских, протягивается почти до самой Камчатки, и тут-то произошла еще одна встреча цивилизаций — по историческим меркам, совсем недавно: всего три века назад. Как Аляска стала Аляской Когда школьники или совсем юные студенты спрашивают, как получилось, что Америка, этот "индейский материк", разделился в конце концов на совершенно различные, непохожие друг на друга страны, — коротко можно ответить так. Разные его части завоевали и стали осваивать "разные" европейцы, носители разных вариантов европейской цивилизации, причем пришедшие с востока, через Атлантику. Мексика и все, что южнее — это Латинская Америка, следствие завоеваний и колонизационного броска Испании и Португалии. Северная же Америка, грубо говоря, разделилась так: полоса Атлантического побережья, в XVII веке захваченного и заселенного британцами, расширявшаяся на запад, через весь континент вплоть до побережья Тихого океана — это территория, которая в конечном счете стала называться США. Такая же "полоса", но более северная, начало современному освоению которой положили в XVII веке французы, это — нынешняя Канада. По такой схеме Аляске положено было бы стать частью будущей Канады — ведь она даже не граничит с "основной" территорией США ("смежными 48 штатами", как их называют). Но в том же XVII веке в Северной Америке появился еще один "цивилизационный" фактор, следствием воздействия которого стало возникновение совершенно отдельно расположенного, самого крупного по территории (и, на сегодня, наименьшего по населению) будущего американского штата — Аляски. Этим фактором стала русская колонизация, которая затронула Новый Свет в тот же период, но совершенно с "другого конца" — с крайнего северо-запада континента. Русские казаки-землепроходцы, продвигаясь навстречу солнцу на восток (как и франко-канадские "вояжёры" — на запад, они шли в поисках ценнейшего тогда северного богатства — пушнины), пересекли всю Сибирь и в 1648 году открыли пролив между Азией и Америкой. Это сделал казак Семен Дежнёв, но открытый им пролив получил сто лет спустя название в честь описавшего его датчанина на русской службе Витуса Беринга (повторилась история "первооткрывателя" — Христофора Колумба и "описателя" — Америго Веспуччи). Переплыв этот пролив, русские казаки, а в XVIII веке и официальные посланцы властей Российской империи в поисках источников пушнины постепенно подчинили себе значительную территорию — северо-западный угол Североамериканского континента, получивший название "Русская Америка". Границы тогдашней "Русской Америки" в точности совпадают с будущими границами современного американского штата Аляска. То, что было частью России, граничило с тем, что впоследствии стало частью Канады! Но — дальнейшее развитие истории внесло свои поправки… Как русская Аляска стала американской Сначала немного подробнее о том, как эта часть Америки стала "русской". Как уже было сказано, "открыли" ее русские казаки-землепроходцы. А еще их называли "промышленники" — в том смысле, что они пришли туда из Сибири промышлять пушного зверя. Открыли они ее не для "всего мира", не "для Европы" (европейцами они себя не чувствовали, да и не были: Семен Дежнёв, например, отправился открывать неведомые земли из Якутска, где оставалась его жена-якутка). И даже не "для России", а просто для себя открыли, как и их предшественники — сначала индейцы, потом эскимосы (инуиты и юиты) и их родственники алеуты, которые сами себя называли унанганами. До Москвы, а позже Санкт-Петербурга доходили только смутные слухи о "неведомой землице" за ледяным морем. В 1725 году, перед самой своей кончиной, Петр Великий отправил датчанина Витуса Беринга разведать и нанести на карту эту полусказочную землю. Пока Беринг добирался через всю Сибирь до Камчатки, да строил там корабли, да разведывал пути через море (позже названное в его честь Беринговым), прошли долгие шестнадцать лет. Лишь в 1741 году берег Аляски обнаружил корабль Алексея Чирикова — верного спутника Беринга. Семнадцатого октября 1741 года "официальные" посланцы Российского государства впервые ступили на землю Аляски и объявили ее российским владением. Первые русские поселения на Аляске основал сибирский купец Григорий Шелихов, он же в 1794 году пригласил сюда (на алеутский остров Кадьяк) первую Российскую духовную миссию. За первые же два года ее деятельности в православную веру было обращено 12 тысяч алеутов. После смерти Шелихова (1795 год) его дело продолжил его сподвижник Александр Баранов — "честный, способный и безжалостный человек", как характеризуют его американские историки. Он подавил сопротивление южных соседей алеутов — индейцев-тлинкитов — и основал на их землях русское поселение Ново-Архангельск (с 1867 года — город Ситка), ставшее главным центром российских владений в Америке. Ново-Архангельск В 1799 году была создана "Российско-американская компания", до 1867 года управлявшая своими владениями, получившими официальное название "Русская Америка". Над северо-западной частью Американского континента взвился бело-сине-красный русский флаг, на расширенной верхней полосе которого император Павел I дал право поместить российский национальный символ — двуглавого орла. Баранов и прибывший ему "на помощь" Николай Резанов (герой будущего московского мюзикла "Юнона и Авось" — сюжет которого, кстати, исторически верен) установили добрые связи Русской Америки с молодыми Соединенными Штатами (Джоном Астором и другими нью-йоркскими бизнесменами). С помощью посредников-американцев была налажена продажа аляскинских мехов в китайский порт Кантон (Гуанчжоу), закрытый в ту пору для русских. Для снабжения холодной Аляски продовольствием Резанов пытался основать сельскохозяйственные колонии в Калифорнии и даже на Гавайях. Но из этой затеи ничего не вышло. Русские казаки-промышленники, беспокойные люди добирались до Аляски, чтобы разбогатеть на торговле пушниной, а потом в лучшем случае вложить деньги в дело, а в худшем — размашисто прокутить, но и то и другое — в родной Сибири. Поселяться в Америке, даже "Русской", в ту пору мало кто хотел — слишком далекой она казалась для россиян, дальше самого "Дальнего" Востока. Первым, кто привез из России на Аляску свою жену, был барон Фердинанд Врангель, правитель "Русской Америки" в 1829—1835 годах. Главными приверженцами и проводниками русской культуры на Аляске стали православные алеуты и дети от браков казаков с алеутками (и гораздо реже — крещеными эскимосками и индианками), которых здесь называли креолами. "Креститель Аляски", священник Иван Вениаминов (после принятия схимы и посмертной канонизации ныне известный как святой Иннокентий) был не только богословом, но и прекрасным лингвистом и этнографом. Он изучил алеутский язык и перевел на него тексты православного богослужения. Он же и его сподвижники разработали алфавиты для нескольких туземных (эскимосских и индейских) языков, опубликовали серьезные труды по этнографии Аляски, подготовили "кадры" священнослужителей из числа местных жителей. В 1845 году священник-креол (наполовину алеут) отец Яков построил православную церковь и религиозную миссию на реке Юкон для обращения эскимосов — инуитов и юитов. Русское православие настолько ассоциировалось с алеутами, что многие юиты после крещения стали называть себя "алеутами". До сих пор на Аляске расположено более 80 алеутских и индейских православных общин. К 1860 году по всей "Русской Америке" (а ее границы, в точности совпадающие с границами нынешней Аляски, были определены договорами 1824 года с США и 1825 года с Великобританией) насчитывалось не более 500 русских; почти все — мужчины. В Ново-Архангельске (Ситке), который превратился в важнейший культурный центр с церквами, музеем и, главное, школами для "туземцев", проживало всего 2500 человек. Более двух третей его жителей составляли алеуты и креолы, считавшиеся подданными Российской империи. После неудачной для России Крымской войны 1853—1856 годов, когда британские войска попытались высадиться даже на Камчатке, взошедший на российский трон молодой император-реформатор Александр II Освободитель понял, что малонаселенную и лишенную достаточных собственных источников продовольствия "Русскую Америку" России не удержать. Уж слишком далекой и слишком "дорогостоящей" она была для России: огромные деньги уходили на ее снабжение и содержание. Дипломатический расчет показал, что лучше было предложить ее не враждебной (в ту пору) Великобритании, а дружественным США. После трехдневных переговоров с тогдашним госсекретарем США Уильямом Сьюардом Аляска была продана — не "на 99 лет", как почему-то думают некоторые, а навеки — за 7,2 млн долларов, что тогда соответствовало 11 млн российских золотых рублей. Много это или мало? Честно говоря, я не знаю, во сколько сотен раз надо умножить "тогдашний" доллар, чтобы получить аналогичную по покупательной способности сумму в долларах "теперешних". В России в ту пору корова вроде стоила рубль, так что деньги были совсем другие… Американская общественность тогда считала, что покупка была ненужной и слишком дорогой, был поднят шум в прессе. Но в конце концов сенаторы дали себя уговорить, проголосовав со счетом 37:2 в пользу приобретения Аляски. Восемнадцатого октября 1867 года, через три с половиной месяца после провозглашения по соседству с ней британского доминиона — Канадской Конфедерации — "Русская Америка" превратилась в Американскую Аляску. Немногочисленные русские жители покинули ее: несколько месяцев спустя в Ситке осталось не более десятка русских. Русское культурное наследие Аляски осталось в руках православного коренного населения ее южной части — и оно достойно сохраняет это наследие до наших дней. Кое—что о Величии В качестве комментария ко всей этой истории позволю себе процитировать несколько строк — об Аляске и не только о ней, но в связи с ней — из собственной статьи, опубликованной десять лет назад в журнале "Век XX и мир". Она была написана в ответ на "инициативу" одного дядьки, почему-то действительно из Киева, который, не обращая внимания на тогдашнюю политическую неразбериху, происходивший развал Союза и тотальную "талонизацию" торговой сети, ходил по институтам Академии наук, призывая развернуть борьбу за "возвращение" России Аляски, заодно демонстрируя самодельный "глобус Русской Америки" — почему-то треугольный, сделанный из молочного пакета ("а це ж така проекция!"), по которому выходило, что Аляска — в нашем, "русском" полушарии... Не то чтобы мой ответ был каким-то шедевром — просто он был написан "на свежую голову", с тогдашним живым чувством, да и журнал тот больше не выходит... Вот кое-какие мысли из той статьи: "…Канадцев, например, не особо радуют огромные размеры их страны. Русский гость делится своим восторгом с канадцем: "Вот здорово! Наша страна — самая большая в мире, а ваша — вторая по размерам, больше Штатов". Канадец недоумевает: "Ну и что в этом хорошего?", а то и демонстрирует полнейшее невежество: "Да ну, неужели? Мы больше Штатов? И даже если взять их вместе с Аляской?" — "Да, и с Аляской! Поздравляю! Ура!". Никакого энтузиазма в ответ: "Надо же, какая Канада большая, сколько еще дорог строить в тайге и в тундре. Но ничего, зато наш район Шарлевуа (или графство Симко, или остров Ванкувер...) — маленький и красивый, хорошо обустроенный". И прощаются канадцы обычно так: "Приезжайте еще — к нам в Квебек!" (или — "к нам в Манитобу", или — "в Британскую Колумбию"…). Я сначала думал, что это — осколки "европейского" менталитета, сохранившиеся на американской земле — в Канаде. Ведь, говорят, в Швейцарии, например, школьников сызмальства приучают гордиться именно тем, что страна их маленькая и обделенная природными ресурсами и что все здесь — богатство, независимость, культура — создано только упорным трудом, умными головами и умелыми руками предшествующих поколений ("Я вырасту и от себя еще добавлю"). Но нет, не только принципиально "европействующая" (в пику американцам?) Канада сохранила такой подход. Побывав, наконец, в США, я увидел, что и американцы в большинстве мыслят свою жизнь "в масштабах своего штата". "Советское" выражение "огромные Североамериканские Штаты", что я употребил в первом абзаце (цитируемой статьи), на их язык вообще перевести нельзя. Страна огромная — да, но ее название — во множественном числе, и самовосприятие — тоже: какие же Штаты "огромные", если их пятьдесят штук и каждый в своем роде — "маленький и прекрасный" ("Small is beautiful", как любят говорить в Канаде). …Один американский штат, впрочем, действительно огромен — это Аляска. Нашелся у Российской империи, наконец, мудрый правитель — Александр II Освободитель, который понял, что империя вот-вот подавится своими огромными размерами, — и отдал Аляску тем, кому она была ближе и нужнее. До тех пор ведь все правители империи веками проводили унаследованную от Чингисхана политику "собирания земель", о которой великий наш историк Василий Ключевский сказал: "Государство пухло, а народ хирел". А русский мужик припечатал пословицей: "Велика Федора, да дура". Александра II Освободителя, пытавшегося дать свободу крестьянам и конституцию всем обывателям империи, в конце концов убили, расчистив путь для его непутевого сына — "квасного патриота" и тайного алкоголика (это он, Александр III, придумал пить коньяк с лимоном, для маскировки под чай — сочетание, и поныне не известное в других странах). А американского госсекретаря, санкционировавшего покупку Аляски, еще долго тягали к ответу американские же патриоты — за разбазаривание национальных средств на приобретенный "ящик со льдом"! И уж, конечно, никогда, во всяком случае после англо-американской войны 1812—1814 годов, американцы не претендовали на присоединение к Штатам единокровной, единоверной и очень богатой нужными ресурсами соседней Канады. Вместе получилась бы еще одна "шестая часть суши", да только зачем? Лес, нефть, газ, руды и металлы там и так можно купить, автомобильные и другие заводы там можно и так построить, на рыбалку туда можно и так поехать: между двумя "братскими странами" — самая длинная неохраняемая граница в мире... А что до Аляски, то еще раз низкий поклон Александру II Освободителю: сколько же тысяч километров колючей проволоки он помог нам сэкономить! А если без шуток — то и сколько человеческих жизней! Ведь до Аляски не дотянулись руки душегубов из гулаговского Дальстроя, там никогда не было концлагерей — в отличие от никому не проданной Чукотки... ... На долю Российской Федерации теперь приходится одна восьмая всей земной суши. Эта сумма состоит из "исконных земель" шести десятков проживающих здесь народов, каждый из которых живет на этой земле более тысячи лет, плюс еще нескольких десятков народов, появившихся здесь позднее — всего более ста. Самыми великими из этих народов, несомненно, следует признать следующие десять: чукчей, коряков, якутов, эвенков, бурятов, долган, ненцев, коми, хантов и манси. Их официально признанные исконные земли составляют ровно половину территории великой страны. Другую половину составляют исторические родины полусотни других народов, и один из них мой — русский. Наша Родина — "светло светлая и украсно украшенная Земля Русская", о которой говорил летописец, — не так уж велика. Давайте ее и украсим — вновь, и начнем каждый со своей улицы. А вот когда наша Русь станет краше Швейцарии — поможем украшать и обустраивать другие земли. Но только — тогда, потом... Не будем жалеть о проданной Аляске. И Аляска пусть не жалеет — покуда у нее хватает сил терпеть зависть перед расцветом соседствующих Чукотки и Камчатки. Счастья вам, дорогие соседи! Аркадий Черкасов действительный член Международной Академии Северного Форума член Правления Российского Общества изучения Канады |