Настоящее состояние Европейской торговли в Кантоне

Состояние Европейской торговли в Китае подверглось в продолжении последних двадцати лет великим переменам. До революционной Француской войны, кроме России и Германии, имели все Европейские державы участие в знатных выгодах оной; но при всем том Агличане, по принятии в 1784 году новых мер,[235] вывозили из Кантона Китайских товаров более, нежели все прочие Европейцы совокупно.

Соделавшиеся тогда недавно независимыми Американцы начали участвовать также в сей торговле[236] и усилились в оной столько, сколько другие нации, кроме Англии, ослабели. Их соперничество не может однакож угрожать подрывом Аглинской торговле, как то прежде думали; потому что вывозимые Агличанами из Кантона Китайские товары все расходятся или в самой Англии, где как известно, употребляется чрезвычайное количество чаю, или в пространных их Ост и Вест-Индийских колониях, в Америке и Новой Голландии.

После Агличан были первые Голландцы, производившие торг в Кантоне; но они не посылали туда никогда более пяти кораблей ежегодно, хотя близость богатых их колоний на Яве, (не говоря о владении на Малакке, Банке, Суматре и Борнео, из коих можно было бы привозишь в Китай корицу, перец, свинец, птичьи гнезда и другие вещи) и могла бы много им способствовать к распространению сей торговли. С 1795 го года не приходил в Кантон ни один корабль Голландской. Впрочем они, в ожидании лучших времен, продолжают содержать там свою факторию и шести членам оной доставляют каждой год жалованье, кои, хотя и не имеют никакого дела, но по прежнему обычаю приезжают в Кантон в Октябре месяце, а в феврале возвращаются обратно в Макао.

Французы не производили никогда с прилежанием Китайской торговли, которая со времени революции совсем пресеклась. Гишпанцы могли бы торговать с Китаем по близости Филиппинских островов своих весьма выгодно; но они посылали в Кантон редко более двух кораблей, а часто и ни одного не приходило. Со времени последней войны их с Англиею сей торг совсем прекратился, выключая нескольких малых судов, приходящих и теперь еще из Маниллы в Емой на юговосточном берегу Китая.

Португальцы, владея городом Макао и будучи свободны чрез то от корыстолюбивых притязаний правительства и таможенных чиновников, равно и от великих издержек, каковые принуждены платить другие нации в Вампу, могли бы привести сию отрасль своей торговли в цветущее состояние; однако они довольствуются тем, что отправляют ежегодно в Европу только два или три малых корабля и от пяти до шести в Бенгал; но привозимые грузы последними принадлежат Агличанам, которые посылают из Бенгала в Кантон свои товары под Португальским флагом.

Торговля Шведов с Китаем со времен нового о Китайском торге постановления в Англии, и войны Швеции с Россиею, в которую взял Король у Готтенбургской компании великия суммы денег, сделалась очень слабою. Впрочем они и прежде того не посылали никогда в Кантон более двух или трех кораблей ежегодно; но потом только по два, а часто и по одному, иногда же и ни одного. В 1805 году не приходили Шведы в Китай вовсе, а теперь, как то я узнал, уничтожилась даже и Готтенбургская компания.

Датчане производят торг свой с Китаем весьма порядочно и хозяйственно; но и они не отправляли никогда в Кантон более двух кораблей. Жребий Австрийской Императорской Ост-Индийской компании в Остенде известен. Хотя и после сего бывали в Кантоне корабли под Австрийским, также под Рагузским, Генуеским, Тосканским, Гамбургским и Бременским флагами: однако оные посылались на щет купцев Аглинских, которые, не принадлежа к Ост-Индийской компании, исключительно пользующейся сим единоторжием, не могут иметь в том сами собою участия.