МИРНЫЙ ИДЕАЛ
Читая на ночь Библию, я был поражен словами из Книги пророка Иеремии:
«От пророка до священника – все действуют лживо, врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет» (Иер., 6: 14).
Эти слова были написаны почти 3000 лет назад, но они в равной мере применимы и к нашим дням. Многие из тех, кто читает эту книгу, еще хлебнут свою долю военных тягот и знают, как соблазнительно создавать видимость согласия в мире.
Несмотря на прогресс цивилизации и страстное стремление к миру всех добропрядочных людей на протяжении последних 2000 лет или больше, человечество не смогло воспрепятствовать тому, что XX в. стал самым кровопролитным и бурным за всю писаную историю. За годы нацистского режима в Германии происходили вещи, какие не встречались в самые позорные дни Римской и Монгольской империй, совершались преступления, каких большинство людей не может даже себе представить – если они не были в местах таких, как Бельзен, в который я вступил в день его освобождения моими войсками в апреле 1945 г. Массовое уничтожение гражданского населения было беспрецедентным. Изучение начавшегося в 1941 г. немецкого нашествия на Россию открывает страшные картины злодейств, открыто совершавшихся распространявшим зловоние германским нацизмом. Массовые убийства, депортации, умышленное умерщвление голодом военнопленных, сжигание заживо школьников, прицельная стрельба по больницам – все эти зверства были обычными развлечениями немецких зверей в русско-немецкой войне.
Ответственность за все это лежит на одном злодее – Гитлере. Миллионы умирали от голода, когда он и его приверженцы пировали. Он разлучал жену с мужем, девушку с возлюбленным, ребенка с родителями. Если бы он жил, то никогда бы не смог вернуть то, что отнял у тех, кому причинил столько зла, – годы жизни, здоровья и счастья, жен и детей, любимых и друзей. Если бы он прожил десять тысяч жизней, то и они не искупили бы всего, даже если бы он влачил их в страданиях, какие он уготовил другим. Вся жизнь германской нации была поставлена на службу войне, и дело кончилось полным распадом побежденного государства. Возникла проблема, как накормить страдающий от голода народ, о которой мне хорошо известно в силу того, что я отвечал за британскую зону, где обитало 20 миллионов немцев. Все сказанное в равной мере на Дальнем Востоке относилось к Японии – в зверствах японцы не уступали немцам.
Возможно ли, что такое повторится снова? Могут ли появиться такие, как Гитлер? Ответственные политические лидеры не должны избегать этих вопросов. Изучение войн на протяжении веков со всеми возникающими при конфликтах взаимосвязанными политическими и экономическими факторами, взрывавшимися военными конфликтами должно подсказать нам, что надо делать для их предотвращения, и найти ответ, которого у нас пока нет.
Мы знаем, что в материальном, вещественном плане ключи к миру находятся в руках у сильного – сильный, вооруженный человек спокоен за свои вещи. Но в духовном плане есть люди сильнее его. Большое войско не всегда одерживает победы. Огромные оккупационные армии не могут без конца держать под контролем то, что происходит в умах людей. Изучение войн раскрывает важные для будущего духовные ценности.
А как насчет будущего? Оно в руках молодых, а их руки сегодня нетверды. Молодежь говорит: «Отцы столько напороли, что нам надо с этим покончить и делать по-своему, лучше». Но как сделать лучше, они не знают. Они тянутся к материальному, к удовольствиям – «Срывай, пока можешь, цветы жизни» – и считают, что приверженность миру, как условию приятной, счастливой жизни, – это именно то, чего не хватало их отцам. Но их отцы, тоже любившие мир, сражались за свободу и справедливость, без которых мир устрашенных и порабощенных народов был бы адом на земле. Мир, которым мы теперь наслаждаемся, есть мир победы над зверем в человеке, и эта победа не выживет, если добродетели, которые эту победу принесли и сохраняют, будут утрачены. Чего стоит мир без свободы или свобода без справедливости между людьми? Идеал мира не должен слишком близко соседствовать с искушением беззаботной жизнью. Нужно объединить идеал мира с практикой благих дел.
Нация должна стоять за дело, имеющее не только материальную, но и духовную ценность, а ключом к подлинной жизни духа служит вера. Всегда приходится делать выбор, и я считаю, что правильным выбором служит Царство Божие и те, кто выбрал его, никогда не останутся без опоры и поддержки. В своих мемуарах я писал: «Я не уверен, что сегодня командир сможет поднять боевой дух больших армий, или отдельных подразделений, или даже одного солдата, если он не обладает достаточной долей веры. В основе всякого руководства лежит духовность, сила убеждения других идти следом». И этот пример будет бесполезным, если другие не вдохновятся последовать ему.
Мы молимся за мир – но если быть войне, надо признать, что война кроме зла порождает много добра. Когда солдат вдохновляют высокие, благородные цели, тяготы войны порождают в их сердцах лучшие качества – товарищество, выдержку, мужество, самопожертвование, готовность отдать жизнь. Все это выражено в стихотворении, найденном в Западной пустыне во время наступления 8-й армии после сражения при Эль-Аламейне:Помоги мне, Боже, когда смерть близка,
Рассмеяться в жалкое лицо страха,
Чтобы, когда я паду – коль суждено, —
Душа восторжествовала над прахом.
Этими мыслями проникнуты мои мемуары. Когда в октябре 1954 г. я открывал в Западной пустыне Египта мемориал Эль-Аламейна и оглядывал представшую моим глазам картину – ряды крестов, под каждым жизнь, дорогая для кого-то близкого на родине, то не мог не думать о том, что в ненужных потерях нет ничего заслуживающего похвалы – более того, ничего, кроме позора и глупости. Жизнь солдата драгоценна, ею нельзя рисковать без нужды, отдавать, когда есть другие средства.
Но в войне бывают времена, когда солдатам приходится совершать опасную работу, когда любой ценой надо удержать или захватить позицию или когда судьба страны зависит от мужества, решимости и упорства офицеров и солдат. Тогда те, кто ставит долг выше собственного «я», отдают жизнь ради доведения до конца поставленной задачи, они выходят победителями и согласно нашей христианской вере удостаиваются высшей чести, какую может воздать смертный. И, знаменуя их вечную славу, стоят кресты – какой бы вере они ни принадлежали.
Сквозь толщу прошлых лет, если хорошо прислушаться, можно уловить призыв надежды и воодушевления от тех, кто отдал свои жизни, – призыв, который поможет сделать мир лучше, чем тот, в котором они жили:
Мы пали в бою...
Слабеющими руками бросаем вам
Свой факел, поднимите его выше.
Но если вы отступитесь от наших идеалов,
Мы не уснем...
Мы не отступимся от идеалов Справедливости и Свободы, факел которых они передали нам.
Настоящий солдат – враг зверя в человеке, и ничего больше, и солдат молится за то, что однажды наступит золотой закат, и сыграют последнюю зорю по вражде и ссорам, и наступит чудесный восход, когда под звуки утренней побудки народы мира проснутся в эру добра и мира.