Примечания

1. Парамонов Б. Русский человек как еврей // Независимая газета. 29.09.2000.

2. В аналогичных терминах ранние христианские писатели говорили о человеческой душе: она - прирожденная христианка, ибо тянется к небу и тоскует о нем.

3. Булгаков С. Православие. М., 1991. С. 293, 294.

4. Федоров Н. Соч. в 2-х томах. Т. 2. С. 282, 283.

5. В этой парадигме работал известный британский историк, один из разработчиков концепции "плюрализма цивилизаций", А. Тойнби.

6. Об этом прямо писал А. Тойнби в своих поздних работах.

7. Цит. по: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. ( 4.

8. Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. М., Интерпресс. С. 34.

9. Там же. С. 54.

10. Там же.

11. Там же. С. 63.

12. Там же. С. 65.

13. Там же. С. 71.

14. Там же. С. 93.

15. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. С.-Пб., 1995. С. 334.

16. Там же. С. 339.

17. Семушкин А. В. Указ. соч. С. 107.

18. Там же. С. 79.

19. Цит. по: Булгаков С. Православие. М., 1991. С. 257.

20. Там же. С. 254.

21. Надо сказать, у Маркса понятие пролетариата амбивалентно: оно означает и предельную степень падения - ниже уровня животного, преимущества которого в том, что оно живое, и предельную степень грядущего возвышения пролетариату дана миссия вывести из подземелья все человечество, подобно тому как Орфей вывел из него свою Эвридику.

22. Lepage H. Demain du capitalisme. P., 1979. P. 330.

1 Показательны в этом отношении некоторые публикации Роже Гароди и Эриха Фромма: Jaraudy R. Pour l'avenement de la femme. P., 1981; Fromm E. La crise de la psyhanalyse. P., 1971.