РЕВОЛЮЦИЯ И КУЛЬТУРА

Революция породила в обществе огромный энтузиазм и творческую энергию. Она сняла социальные преграды к образованию, приобщению широких народных масс к культуре, творчеству. Искусство наполнилось новыми идеалами и сюжетами: революционная борьба, строительство новой жизни. В этих условиях упадок культуры Серебряного века не казался катастрофой — это была культура того уходящего мира, где широкие народные массы не были счастливы. Ей на смену пришли новые ожидания и ценности.

В ноябре 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению, в функции которой входило и руководство развитием литературы и искусства. К этому времени большевики не имели детально разработанной программы в области культуры. Существовали только общие принципы в виде классовости и народности.

Создавая новую культуру, большевики стремились к обеспечению доступа к культурным ценностям широких народных масс, ликвидации неграмотности, созданию новой интеллигенции и привлечению на сторону революции старой, формированию у трудящихся научного мировоззрения. В 1917–1918 гг. были национализированы и сделаны более доступными для народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Также государственной собственностью стали частные коллекции С. С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В. И. Даля, И. В. Цветаева.

В ноябре 1917 г. был издан декрет Совета народных комиссаров о передаче всех российских театров в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению. В результате в 1918 г. в руки государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: Большой театр, Мариинский театр, консерватории, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Начали создаваться новые музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения.

Выходцы из рабочей и крестьянской среды отрицательно относились к дореволюционной культуре как к наследию дворянско-буржуазной элиты. Многие философско-этические проблемы они воспринимали упрощенно, надеясь заменить старую культуру принципиально новой культурой пролетариата. Выразителями такого подхода стали члены литературно-художественной и культурно-просветительной организации «Пролетарская культура» (Пролеткульт).

Первая Петроградская конференция пролетарских культурно-просветительных организаций состоялась в октябре 1917 г. В основной резолюции отмечалось, что пролетариат должен овладеть всем культурным достоянием прошлого. Однако в ходе Гражданской войны происходила радикализация взглядов и действий организации. Механическое перенесение в сферу художественного творчества социально-политических проблем приводило к отрицанию значения классического художественного наследия. По мнению теоретиков Пролеткульта А. А. Богданова, В. Ф. Плетнева, Ф. И. Калинина, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому малопригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создавать собственную культуру. Лозунг «Сбросим Пушкина с корабля современности!» в течение 1918–1919 гг. стал очень популярен. Каждый номер пролеткультовской газеты «Искусство коммуны» выходил с призывом разрушить старую культуру. Эту точку зрения разделяли не только пролеткультовцы, но и ряд других творческих объединений.

В то же время Пролеткульт стремился вовлечь пролетарские массы в процесс непосредственного коллективного культурного творчества (вплоть до создания коллективных произведений). До революции имелось мало художественных и музыкальных вузов, литературных вузов не было вообще. Поэтому Пролеткульт быстро приобрел популярность среди творческой рабочей молодежи. Творчество пролеткультовцев было проникнуто революционно-романтическим пафосом. Стремление Пролеткульта создать новое искусство получило со стороны большевиков полную поддержку: оказывалась финансовая помощь, предоставлялись помещения под студии и театры. В результате в 1918 г. по всей стране он имел более 200 местных отделений. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов.

Руководство большевиков было менее радикально, чем пролеткультовцы, в отношении культурных ценностей прошлого. Большевики не отрицали значения дореволюционной культуры, но видели в культуре прежде всего средство глубинных социальных преобразований. При этом идеалы этих преобразований совпадали с гуманистическим началом классической русской культуры.

Классическая литература начала печататься миллионными тиражами. Только с мая 1918 по май 1919 г. были изданы 175 произведений русской классической литературы: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Герцена, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Островского, Тютчева, Толстого, Чехова, Короленко, Горького. Конечно, все эти писатели публиковались лишь потому, что в их произведениях содержалась критика самодержавного строя. Однако это были классические произведения, наполненные не только осуждением, но и воспеванием вечных добродетелей и морали.

Образование. Одной из задач социальных преобразований большевики считали ликвидацию неграмотности.

Накануне революции 1917 г. 73 % населения страны не умело читать и писать, грамотность среди нерусских народов составляла 0,5–1,5 %, 48 народностей вообще не имели письменности. На основании декрета СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (декабрь 1919 г.) все население от 8 до 50 лет под угрозой наказания должно было обучаться грамоте. Для обучающихся устанавливался сокращенный рабочий день с сохранением заработной платы, курсам и кружкам ликбеза предоставлялись помещения для занятий, началось строительство новых школ. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В результате в течение 1917–1920 гг. грамотой овладели около 7 млн человек.

В сентябре 1918 г. было принято Положение о единой трудовой школе РСФСР. Школы превращались в один из инструментов создания нового общества. Восторжествовали принципы утилитарного, прагматического образования. Были ликвидированы все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическая форма. Слово «учитель» отменялось, он становился школьным работником (шкрабом). Управление школой передавалось в руки школьного коллектива, куда входили все ученики и школьные работники — от учителя до сторожа.

На основании декрета СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания мог поступить в вузы без экзаменов. По мере возможности государство обеспечивало студентов стипендиями и общежитиями. Упразднялась плата за обучение, аттестат об окончании средней школы не требовался. При институтах и университетах создавались рабочие факультеты (рабфаки), на которых малообразованные рабочие и крестьяне готовились к поступлению в вузы по сокращенной программе. В 1918 г. в дополнение к существующим стали возникать всевозможные народные, пролетарские, солдатские и рабоче-крестьянские университеты.

Разумеется, преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Это повлекло за собой изменение социального состава будущей интеллигенции. Носители новой культуры своим социальным происхождением не были связаны с дореволюционной культурой.

Искусство. В апреле 1918 г. СНК РСФСР принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Первым новым монументом стал памятник А. Н. Радищеву в Петрограде. С этого момента монументальное искусство начало использоваться как агитационное средство в борьбе за победу нового строя. Закладка и открытие памятников проводились в торжественной обстановке, с митингами.

Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. была национализирована фотографическая и кинематографическая промышленность. В сентябре того же года открылся первый в мире кинематографический вуз — Государственная киношкола.

Одним из основных жанров революционного искусства стал плакат. В условиях отсутствия средств и времени на выпуск газет, а также неграмотности большей части населения плакаты оказались максимально эффективным средством агитации. В них особенно часто использовался сюжет попрания обломков имперского герба, короны, скипетра и державы. Фигуры генерала, чиновника, попа, капиталиста, кулака иллюстрировали несправедливое социальное устройство прежнего общества. Враг часто изображался в виде чудовищ. Олицетворением же нового были фигуры рабочего, крестьянина и красноармейца. Новое выражалось также символически: в виде красного флага, плуга, молота, пятиконечной звезды. Часто будущее счастье представало в виде абстрактного клина или луча, обозначающих устремленность и движение. Плакатами оклеивались здания городов и сел, витрины магазинов, дома, заборы, вагоны агитационных поездов и борта пароходов. Имена художников-плакатистов были широко известны. Такие плакаты, как «Ты записался добровольцем?» Д. Моора, «Учредительное собрание» В. Дени и другие, вошли в золотой фонд советского искусства.

В 1918–1919 гг. происходил настоящий театральный взрыв: новые театры появлялись десятками, среди них — Театр революции — центр режиссерских экспериментов В. Э. Мейерхольда. Театр стал развиваться как площадное массовое искусство. В Петрограде были поставлены «Действо о III Интернационале» (1919), «Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца» (все — 1920); в Москве — «Пантомима Великой революции» (1918); в Воронеже — «Восхваление революции» (1918); в Иркутске — «Борьба труда и капитала» (1921) и др.

Появились игровые агитфильмы: «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне» (режиссер И. Ф. Преображенский, по басне Д. Бедного), «Уплотнение» (режиссер А. П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А. Е. Разумный).

Большевики и интеллигенция. Революция 1917 г. радикально изменила направление развития культуры. К власти пришла партия, опирающаяся на широкие народные массы, у которых были свои духовные ценности. Прежний носитель культуры — дореволюционная интеллигенция в сфере духовной жизни доминировать уже не могла. Для основной массы населения она была частью несправедливого мира, который требовалось изменить. Революция породила болезненный раскол в среде интеллигенции. Некоторые представители интеллигенции, такие как В. В. Маяковский, А. А. Блок, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, поддержали революцию. Однако многие — писатели и поэты А. Т. Аверченко, К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, А. И. Куприн, И. Северянин, С. Черный, М. И. Цветаева, А. Н. Толстой, композиторы и музыканты С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, певец Ф. И. Шаляпин — покинули большевистскую Россию.

Однако в условиях Гражданской войны страна этого не заметила. Как не заметила и ликвидацию большого числа дореволюционных творческих организаций — Союза деятелей художественной культуры, Союза деятелей искусств и др.

Столь же сложным, как и положение творческой интеллигенции, оказалось положение ученых.

На рубеже XIX–XX вв. многие европейские страны, в том числе и Россию, захватили идеи технократизма: наука и техника стали рассматриваться как важные источники развития общества. Большевики, как политики, стремящиеся к радикальному переустройству общества, в полной мере разделяли взгляды технократов. Поэтому после прихода к власти большевики предприняли настойчивые шаги по привлечению ученых к сотрудничеству. Уже в апреле 1918 г. было издано постановление СНК «О привлечении Академии наук к решению народнохозяйственных задач». В качестве первостепенной задачи в нем называлось «разрешение проблем равномерного распределения в стране промышленности и наиболее рациональное использование ее хозяйственных сил».

Гуманитарные науки представлялись большевикам полем классовой борьбы, где необходимо нанести идейное поражение реакционным и буржуазным концепциям. В 1918 г. была создана Социалистическая академия общественных наук (с 1924 г. — Коммунистическая академия) во главе с М. Н. Покровским, которая развернула широкую пропаганду марксизма и распространение марксистской методологии на все сферы гуманитарных исследований.

Когда выяснилось, что победить противников большевиков в научной дискуссии не так просто, несколько десятков гуманитариев, прежде всего философов, в 1922 г. были высланы из страны. Эмигрировали также крупнейший специалист в области сопротивления материалов С. П. Тимошенко, талантливый авиаконструктор И. И. Сикорский, инженер-кораблестроитель В. И. Юркевич, один из создателей телевидения В. К. Зворыкин и др. Материальная база научных исследований, оборудование и лаборатории стремительно разрушались. Однако, несмотря на большие финансовые трудности, большевики в 1918 г. выделили на науку около 3 % государственного бюджета страны.

ВЫВОДЫ

Авторитарно-бюрократический самодержавный режим не смог справиться с вставшими перед страной военными проблемами и потерял авторитет у значительной части общества. В ходе революции и Гражданской войны произошло открытое столкновение социально-политических сил, прошли практическую проверку все основные идеологические концепции, предлагавшие решение проблем страны. Победителем из этой схватки вышел большевизм, но большевикам пришлось пойти на уступки крестьянскому большинству страны, которые носили исключительно экономический характер. Вся полнота политической власти оставалась в руках руководства Компартии, гражданское общество было подавлено, рыночные институты модернизации ослаблены. Однако большевизм также имел целью ускорение индустриальной модернизации с помощью государственных структур. В России установился своеобразный бюрократический капитализм, но правящая партия стремилась построить на его основе новое социалистическое общество.