Боевые действия в Атлантике
"Единственное, чего я действительно опасался в течение всей войны, - это немецких подводных лодок" - так писал Черчилль после завоевания победы. С точки зрения союзников, битва за Атлантику выигрывалась тогда, когда, как казалось, ничего существенного не происходило. Каждый прибывавший в порт конвой приближал победу. Когда в море происходил бой и союзники несли потери, они приближались к поражению. Победа была завоевана многими людьми: торговыми моряками, которые выходили в море на грузовых судах и танкерах, стивидорами, грузившими и разгружавшими эти суда, матросами и офицерами военно-морского флота, составлявшими экипажи кораблей и самолетов, рабочими судостроительных заводов и верфей, строившими и ремонтировавшими суда и военные корабли, тысячами других людей на обоих берегах Атлантики, которые определяли районы действий немецких подводных лодок, вырабатывали маршруты для конвоев, организовывали их движение по расписаниям, создавали и испытывали новые приборы и оружие, анализировали опыт боевых действий.
К битве за Атлантику по-настоящему не была подготовлена ни одна из сторон. Несмотря на то что в соответствии с англо-германским морским договором 1935 года Германии при известных условиях разрешалось иметь подводные силы, равные английским, немцы построили очень немного подводных лодок, так как германская судостроительная промышленность была занята постройкой надводных кораблей по программе "Z". Поэтому Германия начала войну, располагая всего 56 боевыми подводными лодками, из которых только 22 могли действовать в Атлантике. Десять еще не прошли испытания, а остальные 24 были 250-т подводные лодки, дальность плавания которых ограничивалась пределами Северного моря.
Внимание, которое уделялось в английском флоте подготовке к борьбе с подводными лодками, было явно недостаточным. В схеме организации адмиралтейства были упразднены такие управления, как минно-тральное, противолодочное и торгового судоходства. В Англии было построено небольшое число малых кораблей, пригодных для борьбы с подводными лодками, так как адмиралтейство считало, что в случае новой войны "система конвоев будет введена только в том случае, если она бесспорно оправдает себя и если потери в судах будут столь велики, что их плавание без охранения станет совершенно невозможным... Этот вопрос будет решаться в зависимости от целесообразности... Поскольку необходимость в конвоях в начале войны не окажется острой, у нас будет время организовать их защиту и построить сторожевые корабли, которые нам потребуются". Однако эффективное охранение конвоев нельзя "организовать" в короткое время, поэтому в начале войны большая часть эскортных кораблей переоборудовалась из рыболовных траулеров и других небольших судов, которые, конечно, были не в состоянии решить сложные задачи охранения судов. К счастью, создание в Англии асдика1 и параллельная разработка в США гидролокатора дали в распоряжение английских и американских моряков надежный прибор для обнаружения подводных целей, который при хорошем операторе позволял определять направление на погруженную лодку и дистанцию до нее на расстоянии около 1500 м. Однако немецкие подводные лодки изменили тактику и стали атаковать суда из надводного положения в ночное время и этим почти полностью лишили союзников тех преимуществ, которыми они пользовались, имея гидролокатор. В 1937 году ВВС ВМС снова были переданы в ведение адмиралтейства. Хотя эта реорганизация была проведена в интересах обеспечения действий авианосных сил флота, английский флот мог теперь использовать свои воздушные силы в борьбе с подводными лодками противника. Одновременно военно-морской флот наладил тесное взаимодействие с командованием авиации берегового базирования, которая активно участвовала в защите судоходства. Такое гармоничное сочетание усилий сыграло решающую роль в битве за Атлантику.