Последняя фаза борьбы за Северную Атлантику
19 сентября 1943 года, после трехмесячных сравнительно безрезультатных действий в Центральной Атлантике и в Бискайском заливе, Дениц приказал нанести еще один удар по конвоям союзников, переходившим по основным маршрутам в Северной Атлантике. Он готовился применить новое оружие - акустическую торпеду, которая должна была наводиться на цель шумом работающих винтов корабля. Эта торпеда предназначалась для поражения эскортных кораблей, после чего подводная лодка могла прорваться сквозь завесу охранения и атаковать охраняемые торговые суда конвоя обычными торпедами. В сентябре группа немецких лодок нанесла удар по шедшим на запад конвоям "ONS-202" и "ONS-18"; лодкам удалось потопить три эскортных корабля, одному нанести повреждения и послать на дно шесть торговых судов. Для борьбы с акустическими торпедами английские и американские корабли начали применять специальные буксируемые шумовые устройства, которые наводили на себя торпеды, и они взрывались, не причиняя вреда кораблю.
В конечном итоге это наступление немецких подводных лодок в Северной Атлантике было значительно ослаблено в результате систематического круглосуточного патрулирования авиации ближней поддержки при прохождении конвоев в зонах наиболее активных действий подводных лодок. Прикрытие конвоев с воздуха обеспечивалось авиацией наземного базирования, взаимодействовавшей с самолетами, которые взлетали с эскортных авианосцев, входивших в состав конвоев или в состав английских надводных противолодочных сил поддержки. Группы кораблей огневой поддержки совместно с авиацией наземного базирования обеспечивали теперь прикрытие конвоев и в дневное, и в ночное время. Эти контрмеры союзников оказались столь эффективными, что в октябре Деницу пришлось отозвать свои лодки. В октябре он попытался сконцентрировать их южнее Исландии, но и здесь авиацией наземного базирования были потоплены три лодки. Дениц понимал огромную опасность, создаваемую нападениями на конвои в Северной Атлантике, но тем не менее продолжал посылать туда лодки до февраля 1944 года, неся тяжелые потери и причиняя судоходству союзников лишь незначительный урон. Комбинированное использование надводных эскортных кораблей, авиации наземного базирования и противолодочных групп с эскортными авианосцами для обеспечения ближнего воздушного прикрытия сделало конвои в Северной Атлантике почти неуязвимыми для атак подводных лодок.
В середине октября португальское правительство разрешило английской авиации берегового базирования действовать с Азорских островов. Эта база в средней части Атлантики в сочетании с эскортированием конвоев в ночное время разрушила последние надежды Деница организовать новую кампанию против конвоев в Северной и Центральной Атлантике. Новые успехи союзников в Бискайском заливе, регулярное патрулирование авиации, базирующейся на Азорские острова, и неослабевающие действия английских и американских противолодочных поисково-ударных групп свели на нет это последнее усилие "волчьих стай" Деница. Ожидая вступления в строй новых скоростных подводных лодок XXI серии, строительство которых задерживалось из-за интенсивных воздушных налетов союзников, Дениц откровенно заявил: "В настоящее время главная задача состоит не в том, чтобы добиться победы, а в том, чтобы сберечь подводные лодки и их экипажи".
Ввиду различных важных обстоятельств, включая вторжение англо-американских сил во Францию, потери Германии в подводных лодках, составившие в 1943 году 237 единиц, в следующем году продолжали увеличиваться, а строительство лодок с двигателем, работающим на перекиси водорода, по-прежнему задерживалось. Дениц, ставший теперь главнокомандующим военно-морскими силами Германии, вынужден был посылать подводные лодки для действий в районы, расположенные на большом удалении от наиболее важной зоны в Северной Атлантике.
Английские противолодочные поисково-ударные группы с эскортными авианосцами активно использовались для обеспечения конвоев, идущих в Мурманск, которые привлекли к себе основное внимание "волчьих стай" в 1944 году. Адмиралтейство, дважды прекращав шее отправку конвоев в Мурманск из-за необходимости использовать эскортные корабли в других районах, смогло возобновить переходы конвоев по этому маршруту лишь в конце 1943 года. Переход конвоя "JW-58". например, обеспечивался двумя эскортными авианосцами, двумя крейсерами ПВО и девятью другими военными кораблями, а также двумя противолодочными группами кораблей непосредственной поддержки. Командиром кораблей охранения этого конвоя был капитан 1 ранга Уокер, командовавший в декабре 1942 года противолодочной группой во главе с эскортным авианосцем "Одэсити". 29 марта его группа уничтожила первую немецкую лодку "U-961", после чего самолеты с эскортных авианосцев "Трэккер" и "Активити" во взаимодействии с кораблями охранения уничтожили еще три лодки, а конвой пришел в Мурманск без потерь. Действуя в видимости конвоя, английские эскортные авианосцы послали на дно много немецких лодок. Всего в течение 1944 года английские эскортные авианосцы уничтожили в северных водах 13 немецких подводных лодок, а мурманские конвои потеряли за этот же период только шесть судов. Попытки немецкого командования нанести урон северным конвоям при помощи авиации также оказались тщетными.
В течение 1944 года американские поисково-ударные группы, обеспечивавшие дальнее прикрытие конвоев, шедших в порты Северной Африки и на Средиземное море, атаковали немецкие подводные лодки главным образом у островов мыса Верде во время приема ими топлива для перехода в район Кейптауна и в Индийский океан. В конце февраля подводная лодка "U-709" оказалась на пути поисково-ударной группы во главе с эскортным авианосцем "Блок Айленд". Ее уничтожили эскортные миноносцы "Бронстейн" и "Томас". 29 февраля эскортный миноносец "Бронстейн" обнаружил и уничтожил подводную лодку "U-603", намеревавшуюся атаковать эскортный авианосец "Блок Айленд". После небольшого перерыва группа направилась на юго-запад в район сосредоточения подводных лодок у островов мыса Верде. 17 марта эсминец "Корри" и эскортный миноносец "Бронстейн" послали на дно подводную лодку "U-801". Через два дня самолет с эскорного авианосца "Блок Айленд" обнаружил и уничтожил подводную лодку "U-1059". Этой победой закончился первый и весьма успешный выход поисково-ударной группы.
Возросшая активность поисково-ударных групп заставила Деница изменить место заправки лодок горючим. В середине апреля он сдвинул его на 700 миль к западу, но с огорчением обнаружил, что самолеты с эскортных авианосцев появляются и в этом районе. О невозможности пополнять запасы топлива в море Деницу сообщила подводная лодка "U-66", которая донесла по радио 5 мая: "В Средней Атлантике еще опаснее, чем в Бискайском заливе". Не успела "U-66" передать это донесение, как ее обнаружил самолет с эскортного авианосца "Блок Айленд". На самолете не было бомб, поэтому он сообщил координаты лодки на эскортный миноносец "Бакли", который в 03.20 6 мая успешно атаковал ее и уничтожил, подобрав затем 36 человек из ее экипажа.
После этого, при всплытии в районе мыса Верде, немецкие лодки проявляли чрезвычайную осторожность, опасаясь самолетов с эскортных авианосцев. В конце мая подводная лодка "U-549" несколько раз уходила от атак самолетов с "Блок Айленда". Ночью 29 мая, прорвав линию охранения, она выстрелила две торпеды в "Блок Айленд" и потопила его. Воспользовавшись наступившим замешательством, "U-549" послала торпеду в эскортный миноносец "Бар" и повредила его, но вскоре в результате попадания в нее бомб, выпущенных из "Хеджехога", затонула сама. Однако потеря "Блок Айленда" была отомщена. В начале июня поисково-ударная группа во главе с эскортным авианосцем "Гвадалканал" достигла замечательного успеха. 4 июня 1944 года эскортный миноносец "Шэтелейн" во взаимодействии с самолетом с эскортного авианосца вынудил подводную лодку "U-505" всплыть на поверхность. Немецкий экипаж открыл кингстоны и поспешно покинул корабль, а абордажная партия с эскортного миноносца "Пиллсбери" высадилась на него, закрыла кингстоны и приостановила поступление воды. Эскортный авианосец "Гвадалканал" доставил захваченную лодку в базу. Она оказалась исключительно ценным призом: в руки американского командования попали немецкие кодовые книги и шифровальные машины, пользуясь которыми оно дешифрировало в дальнейшем всю перехваченную оперативную переписку немецких военно-морских сил. Подводная лодка "U-505" не была единственной из захваченных во время войны: немцы захватили две английские лодки, а англичане - три итальянские и две немецкие.
Действия немецких подводных лодок в Индийском океане в 1944 году, как и действия на Средиземном море, оказались малоэффективными. Из 45 лодок, направленных немецким командованием в эти воды, 34 были потоплены, причем многие - во время перехода.
Запоздалое оснащение подводных лодок шноркелем, который позволял подзаряжать аккумуляторные батареи, не всплывая полностью на поверхность, дал немецкому командованию слабую надежду на возможность сохранить оставшиеся подводные силы до того времени, когда на флот начнут поступать подводные лодки Вальтера. Летом и осенью 1944 года вслед за провалом попытки сорвать высадку союзников в Нормандии, противопоставив их силам сравнительно крупные соединения флота, Дениц направил несколько подводных лодок, оснащенных шноркелем, в район восточнее Ньюфаундленда, которые должны были играть роль метеорологических станций. Действия поисково-ударных групп против этих лодок оказались малоэффективными частично потому, что лодки не предпринимали серьезных попыток атаковать конвои в Северной Атлантике. Следует отметить, что в течение двенадцати месяцев, предшествовавших операции "Оверлорд", то есть высадке союзников в Нормандии, на пути из Северной Америки к Британским островам немецкие подводные лодки потопили только шесть судов. Не лучшими были результаты деятельности лодок и в последний год войны. Тем не менее в американских и английских прибрежных водах им удалось кое-что сделать. Чтобы избежать обнаружения гидролокатором, лодки часто целые часы проводили без движения на дне океана, а затем, определив шумопеленгованием направление на свои жертвы, осторожно выстреливали по ним торпеды, В течение короткого времени в начале 1945 года такая тактика позволила немцам добиться некоторого успеха в Ирландском море, однако, как правило, лодки, оснащенные шноркелем, достигали лишь незначительных результатов, несмотря на высокую степень скрытности, В результате действий немецких подводных лодок потери союзников в Атлантике в 1944 году в среднем составили 30580 т в месяц, а в течение первых четырех месяцев 1945 года они возросли до 63270 т, но большая часть потопленных судов была атакована в одиночном плавании в прибрежных водах, а не в составе трансатлантических конвоев.
Подводные лодки стран оси уничтожили 2775 торговых судов союзников, но только около 28 процентов из них совершали переход в составе конвоев. Из общих потерь, составивших 23351000 т, на долю подводных лодок приходится 14573000 т, или 62,4 процента. В общей сложности Германия использовала во время войны 1175 подводных лодок, а ее потери составили 781 лодку, из них на долю американских сил приходится 191 лодка. Италия потеряла 85 подводных лодок, из них 21 - в Атлантике. Наряду с этими цифрами можно отметить, что торговые суда союзников успешно совершили 300000 трансатлантических переходов и сотни тысяч переходов в прибрежных водах Великобритании Когда темпы судостроения союзников достигли высшего предела, надежды немецкого командования выиграть "войну за тоннаж" рухнули. Германия проиграла потому, что подводные лодки не осмеливались продолжать действовать против конвоев в Северной Атлантике, которые доставляли в Англию все необходимое для завоевания победы на континенте. Эскортные корабли сыграли решающую роль в наступательной борьбе с немецкими подводными лодками.