Заключение
Если до сражения у атолла Мидуэй японцы имели в Тихом океане значительное преимущество, то к моменту вторжения на Гуадалканал силы сторон были уже приблизительно равны. Гуадалканал был расположен точно на середине между ближайшей базой японцев -Рабаулом (560 миль к северо-западу от него) и наиболее близкой базой союзников - на острове Эспириту-Санто (560 миль к юго-востоку от Гуадалканала). Что же позволило союзникам одержать победу? Дело в том, что до 7 августа 1942 года японцы имели на острове слишком слабые силы. Используя внезапность, американцы легко высадились там и быстро одержали победу над японскими войсками (численностью несколько сотен человек), защищавшими остров. Разумеется, захватить вновь укрепленный остров японцам было во много раз труднее, чем удерживать его.
Отход сил Флетчера и Тернера 9 августа позволил японцам контролировать район Гуадалканала. Однако они не были готовы к тому, чтобы закрепить свое господство поиском и уничтожением флота союзников в Коралловом море. Сражение у атолла Мидуэй сделало их более осторожными в борьбе за отдельный объект, поэтому они решили сначала тем или иным способом перебросить войска на остров, чтобы там нанести поражение американцам и отвоевать аэродром Гендерсон. Этот план привел к тому, что японцы стали посылать свои авианосцы к острову с целью доставить самолеты на захваченный аэродром и, действуя с него, завоевать господство в воздухе. Они рассчитывали, что под прикрытием этих самолетов японский флот сможет войти в этот район и установить контроль над водами Гуадалканала.
Этот план с самого начала был обречен на неудачу, так как японцы слишком недооценили американские силы на острове и в течение двух месяцев главные усилия сосредоточивали на удержании полуострова Папуа. Когда они узнали истинное положение вещей, было уже поздно. Создать превосходство в людях и технике на Гуадалканале они уже не смогли. К ноябрю 1942 года положение японцев стало полностью безнадежным, потому что к этому времени уже дало себя знать осуществление огромной программы подготовки людей и развертывание военного производства в США. Правда, у японцев еще оставались в строю три крупных авианосца - "Дзуйкаку", "Дзунё" и "Хиё" - против одного поврежденного "Энтерпрайза", но при этом нужно учесть, что они понесли тяжелые потери в самолетах в боях у Соломоновых островов и островов Санта-Крус и не имели возможности быстро восстановить эти потери. Кроме того, следует иметь в виду увеличение численности американской авиации на аэродроме Гендерсон.
Японцы поняли, что высокая маневренность в воздухе достается им очень дорогой ценой. Их самолеты быстро нарушали строй под массированным зенитным огнем американцев. Поэтому японские специалисты настоятельно советовали адмиралу Ямамото не использовать авианосцы для непосредственной поддержки кораблей в ноябрьском наступлении. После этого японские авианосцы приняли участие в боевых действиях фактически только в середине 1944 года.
Одним из самых слабых мест в японском контрнаступлении была проблема командования. Армия и флот, которым было приказано действовать совместно в борьбе за Гуадалканал, не только не разработали согласованного плана, но и не смогли скрыть своей враждебности друг к другу. В результате сотрудничество оказалось импровизированным и крайне негибким.
У союзников также были недостатки в области координации действий, особенно между командованиями в юго-западном и южном районах Тихого океана. Однако никогда и никто не сомневался, что генерал Макартур является полновластным командующим в юго-западном районе, а адмирал Хэлси - в южном,
Единственное, в чем японцы действительно имели преимущество перед американцами в борьбе за Гуадалканал, - это более совершенная тактика ночных действий, которая хорошо дополнялась использованием мощных и технически совершенных торпед "Лонг лэнс". Компенсировать высокие качества японской оптики и отличную боевую подготовку японских моряков мог бы новый американский корабельный радиолокатор, но он использовался недостаточно широко. В итоге американцы не были по-настоящему подготовлены к ночным действиям надводных кораблей.
Печальные результаты боя у острова Саво объясняются тем, что оперативные соединения были спешно сформированы из различных кораблей и что в командовании очень часто производились замены. Это положение характерно для действий американских надводных сил в течение всего 1942 года. Отсутствие предварительных тренировок позволяло командующим пользоваться только одним строем - кильватерной колонной. В таком строю эсминцы, идущие в голове или в хвосте колонны, не могли ни вести разведку впереди соединения, ни немедленно атаковать противника торпедами, ни сблизиться с ним на дальность стрельбы своих орудий. План боя, составленный адмиралом Кинкейдом, указывал путь к улучшению тактики ночных действий, но эти идеи удалось реализовать только в конце 1943 года, когда на кораблях были созданы боевые информационные посты и когда устоялась организация надводных соединений и структура командования.