Планирование и подготовка высадки на Сицилию

Планирование высадки на Сицилию оказалось продолжительным и сложным делом. Высший командный состав и генерал Эйзенхауэр фактически не имели возможности проводить совещания, чтобы устранять возникшие разногласия. Штабы участвовавших сил были разбросаны по многим пунктам Северной Африки на большом расстоянии друг от друга. Генералы Александер, Паттон, Монтгомери и другие старшие офицеры были еще заняты завершением Тунисской кампании и не могли уделять достаточно внимания планированию высадки на Сицилию.

Попытки согласовать стратегические и тактические взгляды представителей различных видов вооруженных сил еще больше усложнили планирование. Все соглашались с тем, что задачей операции должен быть быстрейший выход к Мессинскому проливу и установление контроля над ним, В результате этого была бы перерезана основная коммуникация итало-немецких войск, и они не смогли бы вовремя отойти в Италию. Однако союзное руководство понимало, что просто войти в пролив и высадиться там не удастся, так как районы высадки в проливе оказались бы в этом случае за пределами радиуса действия истребителей союзников. Единственным возможным районом высадки, прикрытие которого обеспечивалось авиацией берегового базирования, была юго-восточная оконечность Сицилии между портами Ликата и Сиракузы. В этом районе истребители союзников с Мальты, Гоцо, Пантеллерии и мыса Бон могли бы эффективно подавлять немецко-итальянскую авиацию.

Но этот вариант далеко не решал проблемы. В районе Ликата - Сиракузы было всего три порта, из которых только Сиракузы обладали более или менее достаточной пропускной способностью. Офицеры армии и военно-морских сил, занимавшиеся планированием операции, выражали опасения, что того количества предметов снабжения, которое смогут принять эти порты, не хватит для обеспечения всех войск, высаживаемых на Сицилию. Наилучшим компромиссным решением представлялся захват плацдармов в той части Сицилии, где можно было обеспечить истребителями эффективное прикрытие войскам, развертывающимся аэродромам и последующим эшелонам, высаживающимся на открытый берег у основных сицилийских портов - Палермо и Катании. Этот сложный план последовательных высадок никому не правился. Генералы Александер и Монтгомери категорически отвергли его на том основании, что между широко рассредоточенными союзными армиями могут оставаться крупные силы противника. Армейские командиры настаивали на единой массированной высадке в таком районе Сицилии, который мог быть прикрыт истребителями союзников. Однако представители флота считали это требование невыполнимым с точки зрения материально-технического обеспечения высадки.

Застой в планировании был преодолен лишь в самые последние дни, непосредственно перед операцией. С прибытием многочисленных, только что построенных крупных танкодесантных кораблей (LST) и сотен плавающих гусеничных бронетранспортеров (DUKW) военно-морские органы планирования пришли к выводу, что снабжение наступающих армий может быть почти полностью обеспечено с открытого берега в юго-восточной части Сицилии и через имеющиеся там порты, В начале мая генерал Эйзенхауэр одобрил новый план массированной высадки.

День "Д" был назначен на 10 июля 1943 года, а час "Ч" - на 02.45. Дата и час высадки были выбраны с учетом тога, что парашютистов следовало сбрасывать при свете луны, которая должна была быстро зайти к моменту подхода волн первого эшелона десанта к участкам высадки. Таким образом, высаживаться войска должны были под прикрытием полной темноты. Учитывая, что при избранном часе "Ч" флот вынужден будет подходить к берегу при свете луны, военно-морские офицеры, занимавшиеся планированием операции, предложили задержать подход флота и высадку до рассвета, чтобы артиллерия кораблей успела подавить оборону противника на побережье. Армейские органы планирования отвергли это предложение, считая, что переброска сил с кораблей на берег в темное время суток необходима для достижения внезапности, и сомневаясь в том, что артиллерийская подготовка будет достаточно эффективной, поскольку корабельная артиллерия "не предназначена для бомбардировки суши".

Западное оперативное соединение военно-морских сил под командованием адмирала Хьюитта, состоявшее из трех десантных групп, названных соответственно "Джосс", "Даймс" и "Сент", должно было захватить в заливе Джела плацдарм шириной 37 миль, включая небольшие порты Ликату, Джелу и рабочий поселок Скоглитти.

Восточное оперативное соединение в составе четырех групп под руководством адмирала Рамсея должно было захватить полуостров Пакино и район залива Ното, лежащий за пределами береговой обороны порта Сиракузы. Фронт высадки шириной почти 100 миль был самым широким на протяжении всей Второй мировой войны. По численности войск первого эшелона эта десантная операция явилась одной из самых крупных в истории Второй мировой войны. С ней не может сравниться даже высадка союзников в Нормандии в 1944 году. Для проведения операции были выделены войска численностью свыше 470000 человек. Примерно половину из них составили американцы, а половину - англичане3. Используя все порты Северной Африки от Бизерты к западу, американские войска произвели посадку на величайшую армаду в составе 580 боевых и десантных кораблей и 1124 мелких десантно-высадочных единиц. Англичане использовали 818 боевых и десантных кораблей, способных производить высадку на необорудованный берег (в это число вошли и корабли сил прикрытия), а также 715 мелких десантно-высадочных единиц.

Серьезные расхождения во взглядах на использование тактической авиации и нежелание командования ВВС наладить взаимодействие с остальными видами вооруженных сил привели к крупным недостаткам в планировании и подготовке операции. Военно-воздушные силы были увлечены идеей "изоляции плацдарма высадки" путем полного нарушения коммуникаций противника с целью воспретить ему подход к плацдарму и отход от него. Эти меры следовало дополнить ударами авиации по аэродромам противника, чтобы свести противодействие его авиации к минимуму. Командование ВВС полагало, что такие действия устранят необходимость непосредственной тактической поддержки, оказываемой по вызову войсковых корректировщиков, находящихся на кораблях или на берегу. Поэтому командование ВВС не только не приняло участия в объединенном планировании, но и запретило своим летчикам отвечать на запросы, поступающие с корабельных или наземных радиостанций, кроме тех, которые были одобрены штабом ВВС, действующих в Северной Африке.

Союзные армейские и флотские командиры сомневались в эффективности этой концепции. Они настаивали на такой авиационной поддержке, какая была оказана у Касабланки самолетами американского авианосца "Рейнджер". В операциях на Тихом океане поддержка такого типа стала уже обычным явлением. Но маршал авиации Теддер настоял на своем. Хотя для авиационной поддержки десанта было выделено соединение тактической авиации, штаб ВВС в Северной' Африке, не давая никаких обещаний ни армии, ни флоту в отношении авиационной поддержки, оставил это соединение под своим контролем. Генерал Паттон пробовал было настоять на том, чтобы авианосцы, приданные десантным соединениям, наносили удары по вызову немедленно. Но адмирал Хьюитт считал, что это вряд ли будет возможно из-за нехватки авианосцев в других местах, и советовал использовать многочисленную союзную авиацию на базах, расположенных недалеко от плацдармов. Ввиду таких разногласий твердого плана использования авиации, известного всем командирам, составлено не было.

Поскольку никто не желал повторения катастроф, последовавших за высадкой союзников в портах Оран и Алжир, высадку десантов в гаванях противника решили не предусматривать. Тем не менее диверсионно-разведывательным подразделениям "командос" и "рейнджерс" была поставлена задача нейтрализовать ключевые оборонительные сооружения противника в портах. Для захвата особо важных аэродромов и мостов в эти районы должны были заблаговременно высадиться подразделения двух парашютно-десантных дивизий.

Чтобы ввести противника в заблуждение относительно готовящейся высадки на Сицилию, союзное командование приняло меры к тому, чтобы создать у противника впечатление, будто основная высадка произойдет в Греции, а отвлекающая десантная операция - в Сардинии. С этой целью в море у берегов Испании был брошен труп "майора Уильяма Мартина", который имел при себе портфель со специально подобранной дезинформацией. Труп был выловлен испанцами, и "документы" попали в руки немецких агентов. Гитлер и германское верховное командование поддались обману. В результате немецкие бронетанковые дивизии, минные заградители и торпедные катера держав оси были переброшены к Сардинии и Греции и в обороне Сицилии участия не принимали. Тихоходные итальянские минные заградители, выделенные для постановки минных полей в сицилийских водах, не сумели создать серьезных препятствий союзникам.

Сицилийская операция готовилась тщательнее, чем все предыдущие высадки в Северной Африке. Прибывавшие на театр военных действий новые большие и малые танкодесантные корабли (LST, LCT), пехотно-десантные катера (LCR, LCP) и другие средства срочно включались в подготовку, проводимую в каждом крупном и малом порту побережья Северной Африки. Пока войска проводили учения совместно с командами десантных катеров для пехоты и автотранспорта (LCVP), береговые партии отрабатывали задачи по доставке предметов снабжения, эвакуации раненых, управлению артиллерийским огнем и т. п. Большинству дивизий первого эшелона удалось провести приближенные к реальной обстановке боя тренировки с участием всей своей техники. В результате этого боевые соединения Хьюитта и Рамсея получили хорошую подготовку.

Вследствие пологих пляжей и прибоя берега Сицилии изобилуют песчаными барами, где глубина настолько незначительна, что крупные десантные корабли типа LST не могут подойти к берегу ближе чем на 100 м. Для устранения этого недостатка специалисты базового командования, возглавляемого американским контр-адмиралом Конолли, создали специальные понтонные мосты, составляемые из обычных понтонных секций, укладываемых от песчаных баров до берега. Другим методом было использование малых танкодесантных кораблей (LCT) в качестве паромов между крупными танкодесантными кораблями (LST), стоящими на якоре у песчаных баров, и берегом. Оба метода хорошо себя зарекомендовали, позволив решить задачу снабжения 7-й и 8-й армий.

Одновременно с подготовкой союзников к штурму Сицилии готовились к действиям и немецко-итальянские силы. Итальянский флот был еще достаточно мощным, и если бы ему удалось избежать встречи с крупным соединением английских кораблей прикрытия, он мог бы нанести огромные потери конвоям десантных кораблей и транспортов. Но поскольку немецко-итальянские командиры не знали, куда и когда англо-американцы направят свои удар, их шансы на достижение внезапности при нанесении контрудара своими военно-морскими силами были незначительными. Более того, главнокомандующий итальянским военно-морским флотом, ссылаясь на отсутствие достаточного прикрытия со стороны истребительной авиации, запретил своим кораблям появляться в водах Сицилии, находившихся в пределах досягаемости англо-американской авиации. Оборонявшие Сицилию командиры надеялись на созданную ими оборону и считали, что удары авиации и сопротивление семи итальянских дивизий, расположенных на побережье, задержат англо-американские войска на участках высадки, в то время как четыре итальянские и две немецкие моторизованные дивизии мощным контрударом сбросят их в море. Муссолини неразумно отказался от предложения Гитлера выделить для обороны Сицилии еще три немецкие дивизии. Береговая оборона вокруг всех основных портов усиливалась, а в районе Джелы, где немцы и итальянцы ожидали высадки английских и американских десантов, велись учения по противодесантной обороне. Мобильные силы обороны были расположены в стратегически важных пунктах. Против готовых к высадке войск союзников численностью 470000 человек державы оси выставили на Сицилии войска численностью примерно 350000 человек, включая немецкие войска численностью свыше 50000 человек.

На Тихоокеанском театре военных действий такое соотношение сил, безусловно, было бы воспринято как крайне благоприятное для обороняющихся. Так, высадившиеся на острове Нью-Джорджия 34000 американцев почти шесть недель сражались за небольшой участок острова против 8000 оборонявшихся там японцев. На Тихом океане союзники редко начинали высадку десанта, не имея хотя бы тройного численного превосходства в силах. Японцы отступали только в обстановке явной безнадежности. В плен сдавались немногие. Если путь к отступлению оказывался отрезанным, японцы обычно сражались до последнего человека. Для военных, знакомых с этим видом военных действий, союзный план вторжения на Сицилию при незначительном численном превосходстве над оборонявшимися показался бы крайне рискованным.

Но Сицилия оказалась пустым орехом. Одной из причин этого была плохая организация обороны и недостаточно глубокое ее эшелонирование. Основным же недостатком явился низкий моральный дух итальянцев. Сицилийские резервисты, которым Муссолини доверил оборону острова, ненавидели немцев и отнюдь не были преданы фашизму. Как и большинство их соотечественников-итальянцев, сицилийцы отлично понимали, что война, к которой их привело правительство Муссолини, не отвечала интересам Италии. Военное положение страны они считали безнадежным и даже приветствовали вторжение англо-американских сил, которое вывело бы их из состояния войны, а ненавистных немцев - из Италии.

По мере приближения дня "Д" средиземноморские воздушные силы главного маршала авиации Теддера предприняли серию налетов, которыми удалось вывести из строя почти все аэродромы на Сицилии и заставить немцев и итальянцев перевести оставшиеся самолеты на авиабазы Италии. Самолетам Теддера не удалось завоевать полного господства в воздухе над районом высадки, но они сильно нарушили транспортную систему острова и еще больше пошатнули и без того низкий моральный дух итальянских войск.

Муссолини и фельдмаршал Кессельринг, командующий германскими войсками в Италии, до последней минуты были уверены в том, что вторгнувшийся на остров противник будет уничтожен "у берега", но итальянский командующий в Сицилии генерал Гуссони знал свой личный состав и был настроен менее оптимистично.