***
РекламаМосква в XVII веке
КремльКремль - центральная и самая древняя часть города. Иван III почти полностью осуществил его переделку. Первым был возведен собор Успения Пресвятой Богородицы - главный собор всего Московского государства. Вслед за ним на Соборной площади поднялись Благовещенский и Архангельский соборы. Для наиболее важных государственных мероприятий был построен торжественный тронный зал - так называемая Грановитая палата.
Центр Кремля преобразился. После того как реконструкция Кремля была завершена, он превратился в одну из сильнейших европейских крепостей того времени. Что же касается внешнего великолепия московского Кремля, контрастировавшего с окружавшими его деревянными кварталами, то издалека он вызывал у некоторых путешественников мысли об Иерусалиме - идеальном земном городе. Как в настоящем городе, внутри стен Кремля имелись площади, небольшие улочки,тупики и задворки.
Московский Пушечный двор
Обороняли московские стены многочисленные орудия, которые немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Москву в 30-е годы 17 века, назвал “великолепными”. Производились они на Московском Пушечном дворе, появившемся на берегу реки Неглинной в конце ХV в. Пушечный двор представлял собой крупное предприятие своего времени.
Опытные мастера и подмастерья, получавшие казенное жалованье, занимались литьем пушек, колоколов и других металлических изделий. Крупным пушкам, изготовленным на Московском Пушечном дворе, давали грозные имена - “Лев”, “Волк”, “Единорог”, “Сокол” и др. Во второй половине ХVI в. одним из самых искусных мастеров Пушечного двора - Андреем Чоховым - была отлита знаменитая “Царь-пушка”.
Борьба с пожарами и эпидемиями
Заботиться о своей обороне приходилось жителям всех древних городов. Однако были такие враги, от которых не спасали ни крепкие запоры на крепостных воротах, ни меткие стрельцы, ни тяжелые огнедышащие пушки. Этими врагами становились эпидемии и пожары. Заразные болезни становились одним из самых страшных бедствий средневековья. Они налетали на город, как жестокие орды неприятеля, проникали сквозь любые двери, не щадили ни бояр, ни нищих, ни новорожденных, ни стариков. Летописи хранят записи о том, что во время сильных эпидемий улицы Москвы наполнялись трупами, а хоронить их было некому. После чумы 1654г., унесшей, по некоторым оценкам, до 150 тысяч жителей, город почти обезлюдел...
Пожары в отличие от эпидемий не давали о себе забыть никогда. Не проходило и месяца, а иногда и недели, чтобы в Москве не загоралось какое-нибудь здание. Владельцы каменных домов устанавливали на окнах надежные железные ставни, спасавшие не только от воров, но и от возможного проникновения огня внутрь дома. Для тушения пожаров в столице со временем появилась пожарная охрана, в распоряжении которой имелись специальные приспособления и извозчики с подводами.
Даже после сильных пожаров Москва отстраивалась достаточно быстро. Происходило это потому, что на специальном торгу всегда продавались уже готовые, разобранные деревянные дома. Стоил такой дом не очень дорого, и потому погорелец, которому обычно охотно помогали соседи, уже через несколько дней после пожара собирал на своем дворе новый дом.
Население Москвы
Почти вся Москва была разделена на многочисленные слободы, число которых в ХVII в. достигло полутора сотен. В каждой слободе жили люди, объединенные по какому-либо признаку. Московские ремесленники владели сотнями специальностей, и их продукцию хорошо знали жители многих русских городов. Особенно славились московские оружейники, ювелиры, плотники, резчики по дереву.
Имели свои слободы в Москве и иностранцы. Англичане, голландцы, немцы, датчане, шведы - военные, лекари, ремесленники, приезжавшие в Москву искать богатства, - селились в Немецкой слободе.
Каждая московская слобода обычно занимала одну или несколько улиц и имела свой приходский храм. Все слободы делились на “белые” и “черные”. Жители первых были освобождены от государственных повинностей, что вызывало постоянную зависть у обитателей вторых. В целом же слободское устройство являлось одной из самых ярких черт средневековой Москвы и придавало столичной жизни особую пестроту.
Первые греко-латинские школы в Москве.
В ХVII в. российское правительство начало проявлять заботу о просвещении подданных. На протяжении 30-70-х годов в столице несколько раз основывались небольшие школы, в которых преподавались иностранные языки, прежде всего греческий и латынь, реже - польский. При центральных государственных учреждениях - приказах - были также организованы училища профессионального типа. Талантливые русские дети обучались вместе с детьми московских иностранцев в школе Немецкой слободы.
В 1681 г. впервые удалось создать крупную регулярную школу. Ее возглавил иеромонах Тимофей, просвещенный человек, в прошлом московский разведчик в Османской империи. Ему было дано звание ректора. В этой школе обучали грамоте, греческому языку, риторике, географии и, возможно, истории. Училище просуществовало до зимы 1687-1688 гг., и в последние годы в нем обучалось немногим менее трехсот человек.
На основе школы иеромонаха Тимофея в 1687 г. было создано первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия. Ее возглавили ученые греки - братья Иоанникий и Софроний Лихуды. В Академии, располагавшейся в Заиконоспасском монастыре, обучались главным образом духовные лица и их дети. Уровень образования, которое давали в этом учебном заведении, был весьма высоким для того времени.
Праздники в столице
Нередко в ткань повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников. Торжественный царский выезд, шествие иностранного посольства, возвращение войск из удачного похода привлекали тысячи праздных зрителей. С особенным размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Богоявление, Преображение, Успение. В такие дни неумолчно гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы.
Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Щедрую милостыню получали многочисленные московские нищие. На Святки проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.
Кроме общегородских праздников отмечались престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники приходились на те дни, когда по церковному календарю отмечалась память святого, которому была посвящена церковь. Церквей в Москве было так много, что почти ежедневно в какой-нибудь из них бывал “престол”, благодаря чему появилась пословица: “В Москве каждый день - праздник!”
Расцвет Москвы
В неспокойном, “бунтарном” ХVII веке, несмотря на все бедствия и напасти, Москва переживала время своего расцвета. Как только миновали тревожные годы страшной Смуты, москвичи начали быстро перестраивать и украшать свой город. Рядом с деревянными появился первый каменный мост через Москва-реку.
Строились новые церкви - они были более причудливых форм, чем ранее, и часто напоминали сказочные терема, отражая вкусы богатейших московских купцов и дворян. Над башнями московского Кремля появились затейливые шатры, а внутри его стен выросли новые здания - царский Теремной дворец, палаты патриарха, здание приказов.
Каменева А., Шопенкова Е.
Просмотров: 20806 | Версия для печати
Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Другие новости по теме:
При использовании материалов сайта ссылка на arhiv-history.ru обязательна. |