***
РекламаВоскрешение Иисуса
Неспроста церковь ополчилась на бестселлер Дэна Брауна «Код да Винчи». Ведь писатель почти документально доказывает, что Христос был обычным человеком, а не Богом. Значит, не мог он воскреснуть из мертвых. К такому выводу книга подталкивает десятки миллионов ее читателей. Равно как и к недоверию по поводу существования вечной жизни в Царствии Небесном.Оплакивание Христа Худ. Сандро Боттичелли (около 1500 г.)
Христиан - ко львам
В самом деле, «покушение на устои» выглядит у Брауна даже убедительнее имеющихся у церкви свидетельств чуда воскрешения, изложенных в канонических евангелиях. Они настолько туманны и путаны, что даже многие богословы недоумевают, как огромное число людей могли поверить в это. Но почему-то поверили. Историки подсчитали: число христиан возросло примерно с тысячи в 40-м году нашей эры до 30 с лишним миллионов в 350-м. Несмотря на травлю, гонения. В языческом обществе христиан называли человеконенавистниками, исповедующими «новое и зловредное суеверие». В те времена говорили так: «Разольется Тибр до городских стен - христиан ко львам». В смысле на показательное съедение. Или так: «Не дают боги дождя, так пойдем на христиан». То есть бить их за гнев богов. В несколько искаженном виде - виноватые поменялись - последняя поговорка дошла аж до наших времен: «Если в кране нет воды, значит, выпили...» Ну вы знаете кто.
Нежданное чудо
«И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет», - говорил Иисус про себя своим ближайшим ученикам. Но даже они не ожидали его воскрешения. Чудо, свершившееся в точно предсказанные сроки, застало врасплох. И всех их повергло, мягко говоря, в изумление.
Апостолов о воскрешении проинформировала Мария Магдалина. Как изложено в Евангелии от Матфея, «Она пошла и возвестила бывшим с ним, плачущим и рыдающим; Но они, услышавши, что Он жив, и она видела Его, - не поверили». Апостол Петр «дивился сам в себе происшедшему». А Фома так и вовсе отказывался верить своим глазам. С тех пор людей не покидает сомнение. И еще жгучее желание узнать, что же там все-таки случилось в Гробу Господнем - в каменной пещере, выдолбленной у подножия холма Голгофы - «черепа» в переводе с арамейского языка.
«Никто из нас не проник в тайну смерти Христовой, - пишет по этому поводу протоиерей и богослов Николай Иванов, - и не может ум человеческий сказать что-либо о тех часах, когда тело Христово лежало бездыханным в каменном гробе. Но что-то совершилось в нем... Оно стало вновь живым, но уже иным по свойствам».
Словом, церковь намекает: не лезьте, люди, в это дело. Все равно не проникнете в тайну. Однако лезут. И фанатики-богословы, и атеисты-скептики, и псевдодокументалисты вроде Брауна, и выдумщики-уфологи, и даже серьезные ученые. К их гипотезам мы еще вернемся. А пока обратимся к дошедшим до нас преданиям.
Апостолы не пришли
Похоже, что самого воскрешения никто из людей не видел. Иначе бы об этом сохранились хоть какие-то упоминания. Но были свидетели тех сверхъестественных явлений, которые предшествовали чуду и последовали за ним. В том или ином составе очевидцы перечислены в евангелиях. И можно предположить, что именно их «показания» были использованы в Священном Писании. Если не предполагать другого: того, что вся история с воскрешением выдумана. На чем, собственно, с самого начала настаивали критики христианства, называя чудо «теологическим изобретением».
Воскрешение Господа Иисуса Христа. Худ. Валериан Крюков
Более или менее ясно лишь следующее: все евангелия практически одинаково описывают деяния некоего Иосифа из иудейского города Аримафеи, или Иосифа Аримафейского. Он, богатый человек и тайный ученик Иисуса, когда узнал, что тот скончался на кресте, «осмелился войти к Пилату и попросил Тела Иисусова». Пилат отдал. Иосиф купил плащаницу, снял тело с креста, обвил плащаницей. И, как сказано в Евангелии от Матфея, «положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился».
Странно, но скорбными хлопотами не занялись ближайшие соратники Иисуса - апостолы. Только плакали и рыдали. И совсем уж загадка: почему никто из них не пришел на похороны?
Кто хоронил Иисуса
Евангелие от Матфея сообщает, что при погребении присутствовали «Мария Магдалина и другая Мария». Некоторые из отцов церкви предполагают даже, что этой «другой» могла быть сама Пресвятая Богородица... Но внутрь пещеры женщины не входили. Сказано: «Сидели против гроба».
«Смотрели, где Его полагали», - уже вносит легкую двусмысленность Евангелие от Марка. «Смотрели гроб, и как полагалось Тело Его», - Евангелие от Луки уже позволяет предположить, что женщины все-таки заходили внутрь и видели лежащего там и обернутого плащаницей Иисуса.
В Евангелии от Иоанна появляется еще один персонаж: «Пришел также и Никодим... принес состав из смирны и алоя, литр около ста». (Литра - греческая мера веса, примерно 325 граммов). Затем следует: «...взяли они Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи». Далее - опять во множественном числе: «...Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко».
Так сколько человек участвовали в погребении? Трое? Четверо? Или больше? Помогал ли кто привалить огромный камень - так называемый голел - ко входу в гроб? Ведь он представлял из себя диск весом около тонны, который с трудом перекатывали 20 человек.
Обнаруженные в Израиле древние иудейские захоронения позволяют представить, как выглядел гроб, в который положили Иисуса. Как правило, у его входа делали особый желоб, по которому и перекатывали диск - голел. Желоба бывали наклонными. Диск могли загодя разместить в верхней точке и подпереть камнем. Если его выбить, то голел сам скатится по желобу.
Иными словами, Иосиф Аримафейский вполне мог прикрыть дверь самостоятельно. И даже без свидетелей... Но прикрыл ли?
Существует документ, из которого можно сделать вывод: в субботу вход в гроб оказался открытым...
Историческая справка
«Положил его в новом своем гробе»
Гроб в древней Иудее - это кубическое помещение, высеченное в скале. Стоило оно очень дорого. Для его сооружения нужно было вырубить несколько кубометров породы, сделать проход и ниши, вытесать камень, защищавший покойника от диких зверей. И еще - вырубить во всю длину стены ложе для мертвого тела. В гробу Иосифа каменное ложе находилось справа от входа. В целях экономии, спустя примерно год после погребения, гроб открывали. И, собрав кости, складывали их в особый сосуд - оссуарий, - который потом хранили в боковой нише. Так одна гробница могла быть использована для многих поколений. У Иосифа был новый гроб. Как богатый человек, он заранее позаботился об усыпальнице. Но уступил гроб Иисусу...
***
В библейских книгах Нового завета - четыре Евангелия, повествующих о погребении и воскрешении Иисуса. Рассказывая об одном и том же, они вроде бы дополняют друг друга. Как свидетельские показания в некоем «деле», записанные «следователями» со слов разных людей. Но начинаешь сличать их и находишь нестыковки. Отчего возникают по крайней мере два вопроса. Кто последним видел тело Иисуса в гробнице? И в какой день оно исчезло?
Однозначных ответов нет. Возможно, от этого на протяжении почти двух тысяч лет находились многочисленные критики, которые без стеснения утверждали: никакого воскрешения не было - тело Иисуса кто-то просто украл.
К тому же первосвященники и старейшины, по сути, приговорившие Иисуса к смерти, сразу стали распространять лживые слухи о том, что тело похитили его ученики.
«И понеслось слово сие между Иудеями до сего дня» (Мф. 28, 15).
Камень за семью печатями
«День тот был пятница, и наступала суббота» (Лк. 23, 55). И согласно Библии ситуация выглядела так: тело Иисуса, умащенное смирной и алоэ, обернутое плащаницей, уже лежало на уступе, вырубленном в стене каменного гроба-пещеры. Вход в гроб был затворен тяжелым камнем-голелом. Все, кто участвовал в похоронах, ушли. Включая Никодима и Иосифа Аримафейского - организатора и главного участника погребения. Возвращаться, похоже, никто не собирался. По крайней мере до воскресенья.
Однако в субботу к гробу приходит целая делегация, и появляются новые свидетели. Но о них почему-то упомянуто лишь в одном каноническом Евангелии - от Матфея. И в апокрифическом (не вошедшем в книги Нового завета), так называемом Евангелии от Петра.
Мироносицы. Худ. Григорий Гагарин
Первый источник повествует: «...собрались первосвященники и фарисеи к Пилату. И говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»; Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого.
Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать».
Во втором источнике приведены более интересные подробности. Сообщается даже имя центуриона, откомандированного Пилатом для охраны гроба, - Петроний. Далее там написано: «И с ними (очевидно, с первосвященниками и фарисеями) пошли старейшины и книжники к гробнице. И, прикатив большой камень, вместе с центурионом и воинами привалили к входу в гробницу. И, запечатав семью печатями, расположили палатку и стали стеречь».
Получается, гроб был открыт?! Кем? Иосиф его не закрыл? Или кто-то побывал у могилы после него?
А центурион с воинами, первосвященниками и старейшинами - заглядывали ли они в пещеру, перед тем как привалить и опечатать камень? Убедились ли, что тело Иисуса находится на месте?
Таинственное исчезновение Иосифа
В книгах Нового Завета ничего не рассказано о том, что делал Иосиф Аримафейский после похорон Иисуса. Странным образом он напрочь исчез из канонического повествования.
Иосиф вновь «выходит на сцену» в одном из апокрифических Евангелий. От Никодима. Того самого, который помогал ему заносить тело Иисуса в гроб. В изложении Никодима история и вовсе начинает напоминать мистический детектив.
Похоронив Иисуса, Иосиф пришел к иудеям и начал их стыдить: «Вы же зло сделали праведнику и не раскаялись, распяв Его, и копьем пронзили Его». Пугать стал: «Погибнете навек».
«Иудеи же, услышав эти слова, разгневались сильно в уме (своем) и, схватив Иосифа, заключили его в темницу, где не было (даже) оконца. И заперли на засов двери темницы, и стражей поставили Анна и Каиафа (первосвященники). И совет держали священники и левиты, чтобы собраться всем после дня субботнего и решить, какой смерти предать Иосифа. Когда же собрались все вместе, приказали Анна и Каиафа привести Иосифа».
И тут случилось чудо, сравнимое в чем-то с воскрешением Иисуса, - не по масштабам, конечно, а по сути. Дело было так: пришли Анна и Каиафа за Иосифом, «...открыли запертые двери и не нашли Иосифа. Увидев это, устрашились, ибо нашли темницу затворенной, Иосифа же не нашли... И все дивились этому».
Впоследствии - через неделю - Иосиф был обнаружен сидящим у себя дома в Аримафее. И, если верить Никодиму, рассказал по поводу своего исчезновения из запертой темницы следующее: «Когда заточили меня, в пятницу вечером стоял я на молитве в канун субботы, и разверзлась темница с четырех углов (есть вариант перевода, в котором сказано, что в темницу заявились четыре ангела), и увидел я Иисуса, будто молнии свет... И держа меня за руку, привел меня в Аримафею, в дом мой, и сказал мне: «Мир тебе! Пока не минет сорок дней, не уходи из хором своих...»
За дело берется прокурор
Селение Аримафея, ныне это Эль-Рама, располагалось примерно в 30 километрах от Иерусалима. Пешком - часов пять, на осле можно было добраться и за два. Но из слов Иосифа следует, что он оказался там мгновенно. Мистика... Конечно. Если не предположить, что история с чудесным освобождением была выдумана самим Иосифом. А на самом деле его кто-то выпустил из темницы, заперев ее снова. На такое мог бы отважиться, к примеру, Понтий Пилат. По преданиям, он дружил с Иосифом, имел зуб на первосвященников и сильно переживал о том, что не спас Иисуса от смерти. А не состоял ли Пилат в сговоре со своим другом?
- Да, впору заводить «Дело о похищении тела Иисуса», - соглашается профессиональный юрист, которого я познакомил с собранными материалами. Ныне пенсионер, а в не столь далеком прошлом работник прокуратуры, следователь по особо важным делам взялся помочь поперебирать версии. Но попросил не называть своего имени. «От греха», - сказал он. Пояснив: мол, сейчас время такое, что не известно, откуда ждать гневной реакции - то ли от церкви, то ли от бывшего начальства. Ведь так или иначе версии придется строить, отталкиваясь от предположения, что никакого воскресения Иисуса не было. То есть опять же «покушаться на устои». Как и осужденному священниками Дэну Брауну.
Я поклялся сохранить анонимность. И тогда прокурор задал первый вопрос:
- Есть ли в «деле» заключение о смерти Иисуса?
Историческая справка
Свидетельства апостола Петра
В 1886 году при раскопках в египетском городе Ахмиме в древней могиле был обнаружен амулет с кусками папируса внутри. Один из них содержал фрагмент так называемого Евангелия от Петра, возможно, самого старого из всех. Исходящего от апостола Петра. О существовании Евангелия было известно из других исторических документов. Но оно считалось безвозвратно утерянным. И не попало в число канонических. В фрагменте Евангелия от Петра описаны подробности и погребения Иисуса, и его воскрешения.
Застывшая смола
Смирна, она же мирра, - бледно-желтая каменистая смола, получаемая из аравийского кустарника бальзамодендрона, - с древних времен ценилась как благовоние. Алоэ - лекарственное растение с мясистыми колючими листьями. И то, и другое употребляли при погребении в виде порошков, которыми натирали тело умершего. Они образовывали застывающую суспензию, к которой присыхала погребальная ткань - плащаница. И становилась заскорузлой.
Кстати
А Никодим-то был шутником
В своем Евангелии Никодим приводит забавный диалог, который состоялся между стражниками, охранявшими гроб Иисуса, и иудеями, пленившими Иосифа. Первые прибежали с вестью о том, что тело Иисуса пропало. Вторые стали на них орать. Мол, как так?! Не доглядели, олухи.
Стражники не остались в долгу: «...мы слышали, что Иосифа, который предал земле тело Иисусово, вы заточили в темнице и двери засовами запечатали, и открыв, не нашли (его), хотя целы были засовы. Дайте Иосифа, которого вы заточили в темницу, а мы дадим Иисуса, которого охраняли в гробнице». То есть выразились в том смысле, что нечего на других пенять, когда и сами облажались. Смешно для почти священного писания.
***
Версия о том, что тело Иисуса похитили из гробницы, существовала во все времена. Правда, в ее основе были лишь огульные обвинения, сразу же высказанные некоторыми иудеями в адрес учеников Христа - апостолов. Такому и в самом деле трудно поверить. Ведь ученики были настолько напуганы расправой, что даже не пришли хоронить своего Учителя.
С другой стороны, «показания свидетелей», изложенные в канонических и апокрифических Евангелиях, не позволяют с непоколебимой уверенностью утверждать и обратное: то, что тело не могло быть похищено. Но если могло, то кем? И зачем? Помочь с версиями согласился бывший работник прокуратуры и следователь по особо важным делам, который попросил сохранить свое имя в тайне. Будем называть его прокурор.
Умер от разрыва сердца
Напомню, взявшись за «дело», прокурор в первую очередь поинтересовался: насколько достоверно то, что Иисуса положили в гроб мертвым? Смысл вопроса понятен. Зачем городить разные гипотезы, если допустима самая простая: Иисуса занесли в пещеру в обморочном состоянии. Потом он очнулся. Мог уйти, а мог и дождаться посетителей...
Распятие. Худ. Григорий Гагарин
Подобная версия, кстати, весьма популярна среди критиков христианства. Однако ее отвергают не только богословы, но и материалисты - профессора медицины. Опубликованы многочисленные исследования. Выводы их однозначны: смерть Иисуса - достоверный факт. Известно даже, от чего он умер.
«Но один из воинов копьем пронзил ему ребра, и тот час истекла кровь и вода», - сказано в Евангелии от Иоанна. От этого свидетельства медики и отталкивались.
- Когда воин пронзил копьем ребра Христу, он был уже мертв, - объясняет Сэмюель Хафтон, известный физиолог из Дублинского университета. - И последовавшее истечение крови и воды было естественным явлением, вызванным природными причинами, а не чудом. Такое может произойти только в результате смерти от разрыва сердца.
- Я совершенно уверен в том, что разрыв сердца действительно имел место, - поддерживает коллегу доктор Уильям Страуд.
- Если бы Иисус, пронзенный копьем, был еще жив, то из раны с каждым ударом сердца изливались бы потоки крови, - пишет в своем исследовании профессор Майкл Грин. - Вместо этого наблюдатель увидел «кровь и воду» . Хотя и не мог понимать патологического значения картины. Но она соответствует весьма убедительным медицинским свидетельствам смерти.
Иосиф выводит на след
- В таком случае еще раз проанализируем события, - говорит прокурор. - Несколько женщин стали свидетелями того, как мертвое тело Иисуса стараниями Иосифа Аримафейского было умащено благовонными смолами, обернуто плащаницей и положено в гроб. Но видели ли они, как Иосиф притворял дверь? Тут «показания» расходятся. Да и Петр в своем Евангелии рассказывает, будто бы камень ко входу в пещеру приваливали уже в субботу прибывшие для охраны гроба стражники. Значит, не исключено, что дверь была открыта. А тело могли похитить. Кто? Гадать бессмысленно. Фактов нет. Но одно обстоятельство, на мой взгляд, позволяет все же выдвинуть конкретные обвинения. Я имею в виду «показания» Никодима о странном поведении Иосифа. Зачем после погребения Иисуса он пошел в самое логово первосвященников и иудейских старейшин? Учинил там скандал. И в итоге попал в темницу с перспективой быть казненным.
- Откуда исчез сверхъестественным образом, - напоминаю я.
- Думаю, в этом, - продолжает прокурор, - ключ к разгадке. Но она покажется слишком смелой - не только Церкви, а и самому Дэну Брауну, автору крамольного «Кода да Винчи».
Исполнители тайного замысла
- Предположим, - говорит прокурор, - что вся операция была спланирована заранее. Иосиф берет в сообщники Никодима. Относит тело в пещеру, бальзамирует, оборачивает плащаницей. Это видят ничего не подозревающие женщины. Далее их спроваживает, но дверь не закрывает. Потому что намеревается вернуться к гробу уже с целью похищения.
- Зачем такие сложности? - удивляюсь я. - Иосиф с Никодимом могли бы сразу спрятать тело в укромном месте.
- Не могли, - возражает прокурор. - Все знали, что именно Иосиф с разрешения Понтия Пилата взялся хоронить Иисуса. Иосифа сразу же бы обвинили в похищении. К тому же о каком воскрешении могла впоследствии идти речь, если бы стало известно, что тела в гробу не было? Нет, похоронить надо было обязательно. Причем при свидетелях.
Следующий этап - выкрасть тело. Но так, чтобы отвести от себя подозрения. Нужно алиби. Сообщники идут к иудеям. Иосифа сажают в темницу. Никодим остается на виду. Затем - в субботу - кто-то тайно выпускает пленника. Он возвращается к пещере и уже в одиночку переносит тело в другое место.
- А дверь почему не закрыл? - спрашиваю я.
- Мог просто не успеть, заметив, что к гробнице приближаются стражники, - отвечает прокурор. - Накладки случаются даже в хорошо спланированных операциях.
Заказчики похищения
Хитро... Но вот вопрос: неужели пришедшие опечатать гроб не проверили, на месте ли тело? Ответ можно найти у блаженного Феофилакта, жившего в Константинополе на рубеже ХI - XII веков и прославившегося своими толкованиями Священного Писания. По его мнению, плащаница, пропитавшись погребальными мазями мирры и алоэ, сохраняла форму тела даже в том случае, если тела под ней не было.
Иными словами, к тому времени, когда Иосиф вернулся к гробу, ароматические составы могли уже подсохнуть, а ткань заскорузнуть. Тело из нее уже вынули, и в пещере остался лежать своего рода объемный кокон. Что и ввело в заблуждение членов «делегации», прибывших к пещере позднее.
- С другой стороны, - говорит прокурор, - не исключено, что и среди них находились заговорщики, которые подтвердили наличие тела. Иосифу с Никодимом могли отвести роли исполнителей. А заказчиками, похоже, были первосвященники, скорее всего, Анна и Каиафа и, возможно, примкнувший к ним Понтий Пилат. Вряд ли кто-то еще, кроме них, сумел бы тайно выпустить Иосифа из темницы, а потом разыграть крайнее изумление и убедить остальных, будто бы он исчез.
Заговор жрецов
Версия действительно неожиданная. Из нее вытекает, что Иисуса - мудрого проповедника, целителя, Учителя, но человека, а не Бога - убили специально, чтобы потом разыграть мистификацию с его воскрешением. По сути, принесли в жертву ради некоей «высокой» цели. Бред какой-то.
- Ну, уж если начали бредить, - продолжает прокурор, - почему бы не предположить, что к тому времени в иудейских верхах назрел раскол. Ведь кругом в обществе царил разврат и полное пренебрежение к морали и нравственности. Некоторые могли решить, что нужна новая «идеология». А для нее - чудо с воскрешением. Вот отдельные представители правящей касты священников и устроили заговор. И мистификацию.
Кстати, нечто подобное встречается и в современной политике. Вспомним, что раскол в Политбюро ЦК КПСС привел в итоге к горбачевской перестройке. А после сомнительного янаевского путча, в котором многие тоже подозревают мистификацию, политическое устройство России совсем поменялось.
«С этого дня положили убить его»
Тут Дэн Браун намекнул бы, что существует тайное общество, которое хранит секрет смерти Иисуса. И прячет ото всех найденный в какой-нибудь кумранской пещере древний пергамент с протоколом заседания заговорщиков. И с точным указанием места, где на самом деле похоронен Иисус. Врать не буду. Нет такого документа. Во всяком случае у нас. Но есть странные слова Каиафы, приведенные в Евангелии от Иоанна: «...предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить его...»
А Понтий Пилат, если верить свидетельству Никодима, вообще написал письмо римскому императору Тиберию, в котором, по сути, подтвердил чудо воскрешения Иисуса из мертвых: «...и погребли Его мертвым, и стражу приставили гробницу Его охранять. И хотя запечатана была гробница Его, на третий день воскрес Он из гроба...» В конце Пилат подчеркнул, мол, если кто врать будет, что такого не было, то верить не следует.
- Тем не менее, - говорит прокурор, - я отнюдь не претендую на истину. Просто выстроил логическую цепочку. И попробовал увязать ее с возможными побудительными мотивами. К тому же мы опирались на все имеющиеся в «деле» показания. Не зная, какие из них заведомо ложные.
Однако тут мы с прокурором прощаемся. Потому что дальнейшие потрясающие воображение события, которые развернулись в воскресенье - на тот самый третий день, - потребуют помощи уже не юристов, а скорее уфологов.
Кстати
Третий день
Почему воскрешение было назначено именно на третий день? Критики христианства и в этом усматривают «подтасовку». В Иудее существовал обычай открывать гроб и смотреть, в самом ли деле похороненный человек умер. Приходили как раз на третий день, когда были уже заметны признаки тления. Тогда же проводили дополнительное бальзамирование. В другой день могли и не прийти. И некому было бы засвидетельствовать чудо воскрешения.
Историческая справка
Кто такие Иосиф и Никодим?
В отличие от апостолов - в основном простых рыбаков - Иосиф и Никодим были людьми богатыми и знатными. Оба членствовали в Иудейском Синедрионе - том самом совете, который вынес смертный приговор Иисусу. То есть являлись представителями элиты - правящей религиозно-политической организации.
Иосиф считался тайным учеником Иисуса (некоторые исследователи утверждают, что Иосиф - родной брат Иисуса Христа - прим. М. Волченкова). Дружил с Понтием Пилатом. Никодим в учениках вообще не числился. Но тайно приходил к Иисусу ночью и подробно расспрашивал о его учении.
***
Апостолы - первые журналисты
Апостолы Матфей, Марк, Иоанн и Лука сами-то не видели, что происходило у гроба. Они лишь пересказали где-то услышанное. Как журналисты. Вроде нынешних, которые пишут о всяких чудесах со слов очевидцев. Например, про инопланетян, выходящих из «летающих тарелок». Бывает, что очевидцев несколько. И журналист не один. Тогда чудесные истории могут появиться в разных изданиях и с разными подробностями.
Может быть, и грешно сравнивать с нашей братией апостолов. Однако ж аналогия просматривается. И впоследствии именно их избранные «репортажи» вошли в Библию. Да и примерно так, по сути, большинство богословов объясняют встречающиеся в ней разночтения. Мол, это не повод для сомнений. Наоборот, доказательство искренности «репортеров»: никто ничего не выдумывал, просто каждый записал то, что посчитал для себя важным. И так, как сам понял. Но у кого узнал?
Бесы попутали
Иоанн упоминает единственного очевидца - Марию Магдалину. Которая «приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба».
Матфей, Марк и Лука сообща доводят число женщин-очевидцев до четырех.
И лишь Матфей вспоминает про стражников у гроба, но как-то вскользь: «стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые».
Много веков спустя - «репортаж» Иоанна и строчки, вырванные из Марка, про то, что Иисус изгнал из Марии Магдалины семь бесов, стали основой для критической версии: мол, женщина страдала каким-то психическим расстройством, отягощенным галлюцинациями. Чему тут удивляться? Каких-то лет десять назад психами поголовно считали тех, кто наблюдал НЛО. Особенно в одиночку. Хотя если наблюдения были массовыми, то и психоз называли массовым. Вот только верилось в такое с трудом - меньше, чем в сам НЛО.
Свидетели и очевидцы
По Иоанну события развивались следующим образом. Мария Магдалина, заметив отваленный камень, сразу же бежит за апостолами. Потом с Петром и еще кем-то неназванным - обратно. Они видят пустую гробницу и «одни пелены лежащие» (плащаницу, сохранившую форму человеческого тела). Удивленные апостолы уходят, а Мария остается. И, плача, заглядывает в пещеру. Напомню, что и снаружи-то было темно, а внутри и подавно. Однако женщина видит «двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса». Похоже, что они излучали некое сияние.
Лука сообщает, что в гроб, ни за кем предварительно не бегая, зашли три женщины. И там «...вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих...»
Марк рассказывает, что женщины ужаснулись, увидев в пещере всего лишь одного юношу. А Матфей - про то, что «...сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Вид его был как молния, и одежда его бела как снег...»
Даже если вся эта история - мистификация, то зачем понадобилось вводить в нее ангелов и блистающих юношей? Явный перебор. Вполне можно было обойтись явлением воскресшего Иисуса, которой, если верить Иоанну, предстал перед Марией Магдалиной вслед за ангелами.
Вдруг очевидцы и вправду наблюдали неких загадочных существ?
Трое вышли из гробницы
К авторам апокрифических Евангелий Никодиму и Петру информация, похоже, поступила от «военных» - стражников, охранявших тогда гроб.
Никодим со слов некоего воина: «...содрогнулась земля, и мы увидели, что ангел Божий отвалил камень могильный и сидел на нем, и вид его был как молния, и ризы его как снег, и от страха перед ним мы были как мертвые...» У Петра воины «...увидели, как небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли».
Далее Петр сообщает: из гробницы вышли уже трое. Стражники увидели «...двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба».
Это инопланетяне
Богословы считают, что Петр явно прихвастнул про головы до небес. Иного мнения уфологи. Они-то знают, как истолковать эти слова. Мол, наблюдатели увидели энергетические лучи, которые протянулись вниз к тем, кто выходил из пещеры. С помощью таких лучей пришельцы перемещают предметы, забирают людей, да и друг друга на свои космические аппараты. Ныне о подобных чудесах рассказывают контактеры, якобы побывавшие на «летающих тарелках».
- Впервые версию о том, что Иисус и сам был пришельцем, - говорит известный питерский уфолог Герман Михайлов, - выдвинул наш филолог Вячеслав Зайцев еще в 1967 году. Далее они посыпались сотнями. И отличались лишь сюжетами, в которых Иисусу отводились роли от посланца Высшего разума Вселенной до корабельного врача. Суть же одна: все чудеса творили инопланетяне. А мало ли на что они горазды? Наверное, и воскрешать умеют. И какой-нибудь телепортацией владеют.
- А как объяснить, что воскресшего Иисуса то узнавали, то не узнавали, он то возникал, то исчезал, сквозь стены проходил? - интересуюсь я. - И эти странные слова, обращенные к Марии Магдалине, когда она хотела его потрогать: «...не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к отцу Моему...»
- Некоторые мои коллеги легко объяснят, что являлся не сам Иисус, а его голографический образ, который транслировали с корабля пришельцев, - говорит Герман. - Возможно, с помехами. Но лично я сильно сомневаюсь во внеземном происхождении Иисуса.
Это не инопланетяне
- Известно, что сейсмические процессы иногда порождают в атмосфере необычные свечения - сполохи, огненные шары, сияющие облака, - говорит геофизик Андрей Бражников. - Словом, НЛО. А те, в свою очередь, генерируют весьма сильное электромагнитное излучение. И воздействуют на височные доли мозга. При этом, как показывают эксперименты нейрофизиологов, люди ощущают чье-то присутствие, слышат голоса, видят призраков. Подобные галлюцинации бывают настолько интенсивными, что представляются абсолютно реальными. Вроде снов наяву. Такие явления недавно исследовал Кеннет Ринг, профессор психологии из США. И объяснил ими то, почему некоторые «очевидцы» с полной уверенностью рассказывают, будто бы видели инопланетян или побывали на «летающих тарелках». Они не психи - просто попали под излучение сполохов НЛО.
Светящиеся объекты, - продолжает ученый, - могут появляться как до, так и после подземных толчков. И чаще всего - вблизи разломов земной коры, каменоломен и пещер. А теперь вспомним слова из Евангелия от Матфея: «сделалось великое землетрясение». И предположим: «светящиеся юноши» и ангелы у пещеры и внутри привиделись в результате воздействия электромагнитного излучения, вызванного сейсмическими процессами.
Тайна погребального полотна
Версий, конечно, полно. Можно городить любые, опираясь лишь на слова, когда-то сказанные и кем-то записанные. На самом же деле существует и материальное свидетельство - та самая плащаница, которой было обернуто мертвое тело Иисуса. И нет сейчас на Земле более загадочного предмета, чем она. Ведь даже физики уверены, что эта льняная ткань до сих пор хранит на себе следы некоего сверхъестественного воздействия.
Скандальный документ
Что увидел Гормизий
В 1993 году выходящий в Нью-Йорке журнал «Русский вестник» опубликовал фрагменты так называемого «отчета Белецкого». Как он попал в США, неизвестно. Но существует легенда, будто бы в конце 50-х годов прошлого века в ЦК Компартии Украины вызвали академика Александра Ивановича Белецкого (1884 - 1961). И в целях усиления антирелигиозной пропаганды поручили ему доказать, что Иисус не воскресал. Получилось же совсем обратное.
Ученый изучил «рукописи Мертвого моря» - манускрипты, обнаруженные (начиная с 1947 г.) в пещерах Кумрана. И среди этих документов, относящихся к I - II векам нашей эры, якобы нашел рассказ некоего Гормизия, официального биографа правителей Иудеи, который рано утром в воскресенье по личной инициативе отправился к могиле Иисуса.
И вот что там наблюдал: «...вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет, но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу, и над землей там показался человек, как бы весь состоящий из света. Затем раздался как бы удар грома, но не на небе, а на земле. От этого находившаяся у гроба стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке спускалась женщина, она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!» - и в тот же миг нам стало видно, что действительно очень большой камень, лежавший на гробе, как бы сам собою поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Потом, через некоторое время, свет над гробом исчез, и все стало таким, как обыкновенно. Когда мы после всего этого приблизились ко гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного в нем человека».
Атеисты считают все это фальшивкой, нагло приписанной Белецкому. Но никаких доводов, кроме эмоциональных, не приводят. Церковные же периодические издания вовсю публикуют «свидетельства Гормизия». Чем сильно радуют уфологов. В «движущемся сверху сияющем облаке» они наконец-то узнали «летающую тарелку», которой так не хватало для инопланетных версий.
Кстати
Поверили в пришельцев и удавились
Представлять Иисуса инопланетянином не столь уж безобидно. Американцы Маршалл Эпплуайт и его подруга Бонни Неттлс организовали секту «Врата Небес». Проповедовали, что Иисус - пришелец, посланный на Землю в НЛО собрать как можно больше душ и дать им новые тела. Но, чтобы получить их, надо умереть. Тогда через три дня Бог сначала вознесет мертвых к себе на сияющем облаке, а потом воскресит в новом обличье. В итоге в марте 1997 года 38 уверовавших надели на головы пластиковые пакеты. Все умерли от удушья. Через три дня их тела обнаружила полиция
***
В итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя стоит непроницаемый саркофаг, заполненный аргоном. В нем хранится льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров. Якобы то самое - погребальное, в которое был обернут мертвый Иисус. На ткани - кровь и отпечаток человеческого тела. Его? «А чьи же еще?!» - утверждают исследователи, обнаруживающие на волокнах следы какого-то сверхъестественного воздействия.
«Все это нарисовано с целью подкрепить миф о воскрешении Иисуса», - уверяют скептики.
Дорогостоящие похороны
О погребальном полотне Иисуса нам известно только то, что купил и принес его Иосиф - «богатый человек из Аримафеи». В канонических и апокрифических Евангелиях ткань упомянута по-разному - пелены, плат, плащаница. Но суть одна: тело было чем-то обернуто. То полотно из собора в Турине, называемое ныне Туринской плащаницей, подходит по размерам. Соткано по ближневосточной технологии - «в рубчик» - на станке. Нити - льняные, которые пряли вручную.
Археологи и швейники уверяют: ткань дорогая, импортная - скорее всего, сирийская. По некоторым оценкам, ее отрез обошелся Иосифу в сумму, эквивалентную чуть ли не килограмму золота.
Кстати, во время недавних раскопок в Израиле было найдено полотно, про которое точно известно, что оно относится к I веку нашей эры. Ткань - один в один как Туринская плащаница.
Средневековая икона
Верящие в подлинность Туринской плащаницы называют себя синдонологами от слова синдон - плащаница по-гречески. И самый болезненный удар они получили в 1988 году. Тогда Ватикан разрешил определить возраст ткани методом радиоуглеродного датирования. От нее отрезали кусочек в несколько квадратных сантиметров. Разделили на три части и отправили специалистам - в лабораторию геофизики Аризонского университета (США), в совместную лабораторию археологии и истории искусств Оксфордского университета и Британского музея (Великобритания), в Институт физики в Цюрихе (Швейцария). Тогда же взяли пробы и с пятен на ткани - предположительно кровавых.
По оценкам анатомов, рост человека, чей образ отпечатался на ткани, составлял от 175 до 180 сантиметров. Вес - 75 - 85 килограммов. Возраст - от 35 до 40 лет.
Подробнее о Туринской плащанице
Метод радиоуглеродного датирования основан на определении количества радиоактивного изотопа углерода С-14. Чем его меньше, тем образец старше.
В итоге ученые так определили возраст Туринской плащаницы (с погрешностью в плюс-минус 30 лет): Аризона - 684 года, Оксфорд - 788, Цюрих - 714 лет. Получалось, что Иисус не мог быть ею обернут. А сама плащаница - не материальное свидетельство воскрешения, а своего рода икона.
Святыню спасли русские
Реально «спасли» святыню российские ученые из лаборатории биополимеров имени Седова. Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов доказали, что льняная ткань при сильном нагревании в дыму впитывает в себя «лишний» углерод, который словно бы омолаживает ее.
- Углерод, - считает Кузнецов, - мог быть добавлен пожаром, который пережила плащаница в 1532 году, пребывая в то время в монастырском храме французского города Шамбери. И едва не сгорела.
Российские ученые провели модельные эксперименты, в которых участвовали специалисты Высшей инженерно-технической школы в Москве и их коллеги из Франции. Они помогли в точности воспроизвести условия пожара в Шамбери. А музеи этнографии Италии и Узбекистана предоставили образцы древних льняных тканей возрастом от тысячи до двух тысяч лет. Под действием модельных пожаров в них увеличивалось содержание изотопов углерода. И тем больше, чем старее была ткань.
Исследователи с учетом поправки пересчитали результаты датирования. Возраст Туринской плащаницы оказался близким к двум тысячам лет. Получается, что она подлинная? И на ткани - не рисунки, а все-таки следы?
Следы истязаний
Образ на ткани различим и невооруженным глазом, как фигура обнаженного человека, словно бы отпечатавшаяся спереди и со спины. Но более заметна она на фотографиях, сделанных в разное время. Особенно с помощью методов, применяемых криминалистами, - съемкой в инфракрасных, ультрафиолетовых лучах, в поляризованном свете. Видны, как утверждает профессор Карлетон Кун, черты лица, «принадлежащего семитскому типу». Заметны небольшая бородка, усы, волосы, отдельные пряди которых заплетены в косички. И вот что еще - левый глаз слегка приоткрыт. Странно для «иконы»?
Лицо все избито. По мнению медиков, удары были нанесены палкой толщиной около 5 сантиметров. Раны на спине, предплечьях и ногах. Из них 98 штук - весьма характерные. Исследователи проверяли: именно такие оставляют флагрумы - древние бичи с полосками твердой кожи, к которым привязаны металлические штыри.
На голове множественные - 30 штук - проколы, словно бы на нее было надето нечто колючее с длинными острыми шипами. А под сердцем - прорезь в виде узкого овала размером 44 на 11 миллиметров. Похоже, что от широкого лезвия копья.
Четыре гвоздя
В средние века, к которым, как уверяют скептики относится Туринская плащаница, распятого на кресте Иисуса принято было изображать с руками, приколоченными к перекладине сквозь ладони. И с пробитыми одним гвоздем ступнями. На ткани же отпечаталось совсем другое.
На левой ноге две раны - одна на щиколотке, другая на ступне. А правая ступня пробита в одном месте. Иными словами, сначала к вертикальной балке одним гвоздем была прибита левая нога. Затем к ней прижата правая ступня, в которую был вколочен второй гвоздь. Он прошел и сквозь левую ступню. Анатомы полагают, что лишь такое расположение гвоздей продлевало мучения жертвы, позволяя на них опираться.
Сквозная рана заметна и на левой руке. Оставлена острым предметом небольшого - в 8 квадратных сантиметров - сечения. Но не на ладони, а на запястье. Правая рука не видна - прикрыта.
Французский хирург Барбе доказал, что вбивать гвозди в ладони вообще бессмысленно. Под тяжестью тела они будут разорваны. Лишь в области запястий имеются особые промежутки между костями, позволяющие висеть. А недавно во время раскопок в Израиле был найден скелет казненного на кресте примерно в I веке. С аналогичным образом пробитыми запястьями и ступнями.
Короче, синдонологи делают однозначный вывод: совокупность повреждений, обнаруженных на отпечатке тела, соответствует описанным в Евангелиях истязаниям и мучениям Иисуса. Значит, отпечаток его. И кровь тоже.
У Бога IV группа крови
Американский химик Уолтер Мак-Крон обнаружил в пятнах на ткани железо. Которое, по его мнению, входило в состав средневековой краски. Мол, ею и была нарисована кровь. Но таких скептиков - единицы. Синдонологов же - сотни. Они дружно утверждают: железо входит в состав гемоглобина. Более того, ссылаются на многочисленных исследователей, которые рассмотрели в пятнах красные кровяные тельца. То есть кровь настоящая человеческая. Якобы определена даже ее группа - IV (АВ).
- На Туринской плащанице, помимо крови, обнаружены и следы жидкости, которая выделяется из травматических ран, - говорит известный американский химик и синдонолог Алан Адлер. - Это сукровица, или плазма. О том, что подобная жидкость вообще существует, медикам стало известно лишь в ХХ веке. Даже самый искусный мистификатор не мог знать, что эти следы нужно нанести на ткань. Она контактировала с реальным телом. Причем не более 3 дней.
Но куда оно - тело - пропало на третий день?
- Дематериализовалось, - говорит профессор Университета Торонто, магистр физики Тадеуш Тренн. - Образ, отпечатавшийся на ткани, дает основания это предполагать.
Историческая справка
Как ткань попала в Турин
Вроде бы есть документы более чем тысячелетней давности, в которых упомянуто погребальное полотно Иисуса. Из них следует, что оно хранилось в Константинополе. Но было захвачено во время крестовых походов. Первое же бесспорное свидетельство о полотне датировано 1357 годом. Якобы хозяином его был рыцарь Жофрей де Шарни, который одолжил реликвию приходу французского городка Лирей для показа людям. В 1453 году внучка Жофрея Маргарет продала полотно герцогу Луи Савойскому, который хранил его в храме города Шамбери. Там в 1532 году оно сильно пострадало при пожаре. В 1578 году потомки Луи перевезли полотно в новую столицу герцогства Савойского в Турин. И подарили церкви.
Страсти Христовы
Рассмотреть образ на плащанице не просто - это не картина. Но лицо, руки и общие очертания тела Христа видны вполне явственно.
Три христианские святыни содержат следы одной группы крови
Сенсацию вызвали в научном мире выводы о том, что кровь на величайших христианских святынях - Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо - принадлежит к одной и той же редчайшей группе. Их научный анализ был проведен в рамках съемок известным французским режиссером Ивом Буассе научно-документального фильма "Можно ли клонировать Христа?". От высших церковных властей Буассе получил разрешение на анализ пятен крови на указанных святынях. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа - Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб, сообщает ИТАР-ТАСС. Все эти святыни содержат многочисленные следы крови. Их анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ (IV группа крови), а ее носители проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции. Подгруппа крови настолько редкая, что сегодня, например, из всего многомиллиардного населения Земли ее имеют менее 1,5 млн человек. Буассе не исключает, что кровь на всех христианских святынях принадлежала одному и тому же человеку.
***
Негатив первого века
- Как возникло изображение, в общем-то известно, - говорит Александр БЕЛЯКОВ, в прошлом физик, сотрудник Радиотехнического института АН СССР, а ныне руководитель Российского центра Туринской плащаницы при Сретенском монастыре. - Образ «нанесен» волокнами ткани, у которых обуглился тончайший поверхностный слой. Загадка в другом - от чего такое произошло? Что обуглило волокна? Или, говоря научным языком, вызвало их дегидратацию - потемнение. И с фотографической точностью передало мельчайшие анатомические подробности. Ведь ткань и в самом деле «сработала» словно бы фотопленка.
Мистика обнаружилась еще в 1898 году, когда Туринскую плащаницу выставили на обозрение. А итальянскому фотографу-любителю Секондо Пиа разрешили сделать снимок. Он сделал два. Одна фотопластинка размером 50 на 60 сантиметров оказалась почему-то засвеченной. Вторую удалось проявить ночью 28 мая.
«Я увидел лицо Бога», - писал впоследствии Секондо. Проявленный образ оказался не только гораздо контрастнее. На фотопластинке он выглядел натуральным снимком. А не негативом, как положено. Иными словами, негативом было само изображение на ткани. С этого таинственного факта, повергшего многих ученых в шок, и начались серьезные исследования плащаницы.
Испарина смерти
- Загадку изображения, которое все же различимо и без фото, пытаются разгадать уже много веков, - говорит Александр Васильевич. - Еще в десятом веке архидиакон Григорий из храма Святой Софии в Константинополе предположил, что образ возник «из-за испарины смерти на лице Спасителя». Гипотезу неоднократно проверяли уже в наше время. Обмазывали статуи и даже трупы потом, натирали бальзамирующими составами, заворачивали в полотно. Отпечатки получали, но настолько грубые, что они не шли ни в какое сравнение с плащаницей.
Идею с «испариной» быстро отвергли. Но предположения, что на ткани не отпечаток, а картина неизвестного фальсификатора, распространены до сих пор.
Например, американский исследователь Джо Никель уверяет, что ткань потемнела от кислоты, содержавшейся в средневековых красках. Мол, фальсификатор нарисовал ими изображение. Впоследствии «картина» осыпалась, но кислота успела впитаться в волокна и вызвать их дегидратацию.
- Краска не могла исчезнуть без следа, - комментирует Александр Беляков. - А на ткани нет даже микроскопических ее частиц. Кровь есть, а краски нет. Да и не картина это по своей сути.
Телу придали объем
Джон Джексон, специалист по лазерной оптике, доктор физики из академии ВВС США и руководитель международного исследовательского центра «Туринская плащаница», сравнил «картину» на полотне с другими художественными произведениями. Использовал для этого технологию НАСА, с помощью которой компьютер переводит плоские изображения в объемные. Начал с фотографий. Они становились «скульптурами» с правильными пропорциями. Но когда перешел к живописи, то получались не люди, а чудища. Приобретая объем, человеческие тела становились уродливыми. Иными словами, все обследованные художники, включая гениального «анатома» Леонардо да Винчи, даже рисуя с натуры, невольно искажали пропорции. И компьютер это отлавливал.
Наконец, объем придали телу, запечатленному на плащанице. Компьютер нарисовал скульптуру, на которой не было и следа искажений. Нарисовал словно бы с фотографии.
- Джексон обнаружил еще одну потрясающую особенность, - говорит Беляков. - Плотность изображения зависит от расстояния между тканью и телом, которое она покрывала. Интенсивность цвета выше там, где ткань была ближе. Словно бы ее опалило некое излучение. Но не объемное, идущее во все стороны. А направленное вверх - вертикально.
И еще: у тех, кто отстаивает подлинность Туринской плащаницы, есть основания утверждать, что тело из нее исчезло, а не было вынуто. Якобы доказательства тому - следы крови. Они остались нетронутыми, хотя должны были присохнуть и отодраться вместе с телом. А само оно в момент исчезновения словно бы стало невесомым. На изображении мышцы спины не сплющены...
После таких открытий гипотезы вполне серьезных ученых стали приобретать совсем уж аномальную окраску.
Опаленные чудом
Итальянские оптики, например, предположили, что отпечаток тела мог возникнуть в результате коронного разряда. Он вспыхивает в мощном электрическом поле, которое ионизирует атмосферу. То есть тело от чего-то заискрило.
Нет, уверяют другие. Не заискрило, а превратилось в плазму. И прошло сквозь ткань насквозь, слегка ее опалив. Дело в радиации, полагают третьи, заметив, что на некоторых участках изображения сквозь кожу просвечивают... кости. Стало быть, излучение вполне могло быть рентгеновским.
Профессор Китти Литл, физик-ядерщик из Великобритании, говорит о ядерных реакциях - распада, но подозревает, что могли быть и термоядерные - синтеза.
Немецкий профессор Эберхард Линдер вообще полагает, что имела место полная аннигиляция атомов тела. Ее сопровождало излучение нейтронов и электронов, потоки которых и «расписали» плащаницу. Профессор признает, что аннигиляция происходит, когда вещество встречается с антивеществом. Но откуда взялось последнее, не знает.
А вот что рассказал профессор Университета Торонто, физик Тадеуш Тренн в интервью канадскому телевидению, отвечая на вопрос, что могло случиться с телом Иисуса: «В какой-то момент оно исчезло. Протоны, нейтроны в различных возбужденных состояниях за очень маленький промежуток времени - в десять в минус двадцатой степени секунды - разделились на пионы, мюоны и электроны. Они «ударили по ткани» и произвели видимое изображение.
Дело за Ватиканом
- Все гипотезы, - говорит Александр Беляков, - можно разделить на четыре группы. Изображение - это картина. Либо результат прямого контакта тела с тканью. Или следствие радиационного излучения. Или превращение тела в некий огненный сгусток. Этого вполне хватает. Задача - не выдвигать новые гипотезы, а проверить уже имеющиеся. Провести дополнительные исследования, модельные эксперименты. А потом уж рассуждать об источнике силы, которая оставила изображение на ткани.
Тот же Тренн, например, жаждет провести анализы в Гробе Господнем в Иерусалиме. И поискать там следы радиационного воздействия. Наш центр хотел бы исследовать саму плащаницу - целиком. Мы полагаем, что и в ней могли образоваться радиоактивные изотопы, а они - сформировать некое невидимое «радиационное изображение», повторяющее видимое. И у других разработаны обширные программы. Дело за Ватиканом, который пока не дает разрешения на масштабную исследовательскую деятельность.
Так в чем сила?
Нетрудно догадаться, что однозначного вывода на сегодняшний день нет. Равно как и ответа на вопрос, вынесенный в заголовок. Остается только верить. Но кому? Скептикам, которые пытаются доказать, что все рассказы о воскрешении - выдумки, а плащаница - подделка? Но их доводы не настолько убедительны. Да и энтузиасты-ученые тоже не слишком преуспели. Хотя удивительные и необъяснимые наукой факты, которые они приводят, свидетельствуют в пользу чуда. И подразумевают вмешательство высших сил.
Странно, но точно такие же смутные сомнения терзают и тех, кто верит в аномальные явления - в НЛО, инопланетян, полтергейст, привидения, в Разум Вселенной, даже в «снежного человека». Вот есть это все или нет? Неизвестно - истина не дается в руки. А вдруг так специально устроено? Чтобы человечество не скучало. Не застаивалось мозгами, а вечно сомневалось в поисках той или иной веры. Может, в этом и есть сила? В возможности выбора.
Неожиданный поворот
Антихриста ожидаете?
Еще 10 лет назад Виктор Трайон, директор Центра перспективных генетических технологий университета Сан-Антонио в штате Техас (США), объявил, что в переданных ему доктором Леонсио Гарсиа-Вальдес (Италия) образцах, взятых с пятен на Туринской плащанице, он обнаружил человеческую кровь. А из нее выделил ДНК-молекулы, на которых записана наследственная информация. Узнав об этом, хранитель реликвии кардинал Сальдарини потребовал вернуть образцы и прекратить дальнейшие исследования. Ученый вернул, но ДНК оставил у себя. И до сих пор не отдает.
Теперь другие ученые опасаются, что эта ДНК - с полотна - может быть использована в экспериментах по клонированию. Кого? Иисуса... Ведь они верят, что кровь на ткани его.
Заманчивая идея - воссоздать Христа. И реализовать пророчество о втором его пришествии. Но если получится, то родится Антихрист, чье появление тоже предсказано многими пророками. В том числе и в Библии. Мол, заявится он на Землю именно в образе и во плоти Христа. Так и должно быть в результате клонирования. А для начала Антихрист убьет двух свидетелей своего появления. Наверное, ученых, которые его клонируют.
Владимир Лаговский
Просмотров: 14651 |
Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Другие новости по теме:
При использовании материалов сайта ссылка на arhiv-history.ru обязательна. |