***
РекламаМладший сын императрицы
Появившийся в последнее время ряд научных работ достаточно глубоко раскрывает роль Екатерины II в истории России. Знание же о ее личной жизни до сих пор остается на уровне слухов и исторических анекдотов. Между тем, только достоверные факты, основанные на архивных источниках, могут дополнить образ этой необыкновенной женщины, испытавшей в своей жизни и радость, и разочарования в отношениях с близкими людьми.Внебрачный сын Екатерины II Алексей Григорьевич Бобринский (1762-1813) в детстве
Младшим сыном императрицы был Алексей Григорьевич Бобринской (1762 – 1813). Он родился за несколько месяцев до дворцового переворота, который возвел великую княгиню Екатерину Алексеевну на российский престол.
Основную роль в заговоре сыграла гвардия во главе с братьями Орловыми, один из которых, Григорий Григорьевич (1734 – 1783) и был отцом Алексея. В первые годы царствования Екатерины II Г. Г. Орлов являлся ее первым советником и участвовал в решении всех государственных дел. Однако императрица не решилась узаконить свои отношения с ним, и ребенок тайно воспитывался в семье гардеробмейстера В. Г. Шкурина.
Родители занимались воспитанием и образованием сына, Екатерину так же заботил будущий общественный статус Алексея и его материальное положение. В Российском государственном архиве древних актов сохранились собственноручные указы Екатерины II, в которых она подробно излагала систему денежного обеспечения малолетнего сына. Указы, хотя и выполнялись, не были обнародованы и находились среди секретных распоряжений императрицы.
Сначала, в 1765 г., Екатерина II предполагала причислить Алексея к фамилии князей Сицких (угасший в конце XVII в. наиболее близкий к Романовым род), но затем, в 1774 г., за мальчиком была закреплена фамилия Бобринской. Она стала производной от названия села Бобрики, которое в 1763 г. купила в Тульской губернии Екатерина II для сына; к Бобриковской волости была присоединена дворцовая Богородицкая волость.
Отец Алексея Бобринского князь Григорий Григорьевич Орлов (1734-1783)
Земли эти находились в ведомстве Вотчинной канцелярии, и Екатерина II тщательно следила за управлением и ведением хозяйства в них. В ее личном архиве (РГАДА) хранится подробная инструкция, составленная для управляющих, ведомости о доходах с имений и процентах с капитала, положенного в банк. Интересно, что долгое время управляющим служил известный писатель и экономист А. Т. Болотов (1738 – 1833), под чьим руководством в Богородицке и Бобринке возводились прекрасные дворцы (архитектор И. А. Старов), разбивались парки для будущего владельца.
Осенью 1774 г. А. Г. Бобринский был помещен в Сухопутный кадетский шляхетный корпус в Петербурге (закончил в 1782 г.). Во время учебы он вел дневник, в котором нашло место множество интересных записей о встречах и разговорах с Екатериной II, Г. Г. Орловым, своим наставником И. И. Бецким, племянницами Г. А. Потемкина и другими придворными. После окончания корпуса Бобринской был отправлен в путешествие по России и Европе в сопровождении своих соучеников, полковника А. М. Бушуева и известного профессора Н. Я. Озерецковского. Во время поездки он продолжал вести дневниковые записи.
В личном фонде Бобринских (РГАДА) находятся три журнала, заполненные мелким почерком Алексея Григорьевича и иллюстрированные схемами и рисунками. Интересные сведения о городах, по которым проезжали путешественники, и о поведении и характере Бобринского имеются в письмах Бецкого, Бушуева, Озерецковского, которые составляют отдельное дело в уже упомянутом личном архиве Екатерины II.
Портрет императрицы Екатерины II. Художник Д.Г. Левицкий
На протяжении всего путешествия юноша находился под пристальным вниманием встречавшихся с ним людей, создавалась ситуация, когда его двусмысленное положение было общеизвестно. Это, несомненно, накладывало отпечаток на его поведение. Весной 1785 г. Бобринской остался жить в Париже, по просьбе Екатерины II его опекал Мельхиор Гримм. В его переписке с императрицей постоянно обсуждался характер ее сына и его денежные дела. К сожалению, Бобринской огорчал Екатерину постоянной игрой в карты и долгами.
В начале 1788 г. А. Г. Бобринской получил распоряжение вернуться в Россию, и в апреле этого же года он поселился в Ревеле, куда прибыл и его новый опекун П. В. Завадовский. Только после вступления в брак с баронессой Анной Владимировной Унгерн-Штернберг (1769 – 1848) Бобринской смог посетить Петербург, чтобы представить жену Екатерине, но затем опять вернулся в Ревель. При своей жизни императрица так и не решилась официально передать сыну документы на владения имениями, потому что не была уверена в его способности самостоятельно решать денежные дела.
Только при вступлении Павла I на престол все изменилось. Вопреки сложившемуся стереотипу, Павел I проявил по отношению к Алексею Бобринскому благородство. Он не только выполнил распоряжения матери, но и сразу признал его своим братом. Документы свидетельствуют о том, что в течение нескольких дней Бобринскому были пожалованы предназначенные для него Екатериной II имения и бывший дом Г. Г. Орлова, а также земли в Московской губернии и титул графа Российской империи. Затем Алексей Григорьевич получил командорство в Гдовском уезде Петербургской губернии. Дальнейшая жизнь графа А. Г. Бобринского протекала в тиши села Бобрики, где он и был похоронен в июне 1813 г.
Существует много легенд о внебрачных детях лиц императорской фамилии, которые это тщательно скрывали. Как видим, Екатерина II проявила мужество и не отказалась от материнства, тем самым разрушается еще один миф — о равнодушии императрицы к своим детям.
Н. Ю. Болотина
Просмотров: 9411 |
Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Другие новости по теме:
При использовании материалов сайта ссылка на arhiv-history.ru обязательна. |