Разделы сайта

***

Реклама


Императорская Россия в лицах - 5

«Смешенье языков французского с нижегородским…»
Выражение это базировалось на том, что вопреки широко распространенному сегодня мнению о прекрасном образовании правящего русского сословия и его чуть ли не поголовной французомании, на самом деле далеко не все русские дворяне хорошо владели французским языком. Это-то и позволило А. С. Грибоедову в «Горе от ума» вложить в уста Чацкого слова «Смешенье языков французского с нижегородским…», означающие, что знание французского языка у многих дворян оставляло желать лучшего.

В подтверждение тому рассказывали такую историю.

Два генерала, герои Отечественной войны 1812 года, М. А. Милорадович и Ф. П. Уваров, очень плохо знали французский язык, но в аристократическом обществе непременно старались говорить по-французски.

Однажды за обедом у Александра I они сели по обе стороны от русского генерала графа Александра Ланжерона, француза по национальности, и все время о чем-то оживленно разговаривали между собой.

После обеда Александр I спросил Ланжерона, о чем так горячо все время говорили Уваров и Милорадович.

– Извините, государь, но я ничего не понял: они говорили по-французски.

Общипанный галльский петух
Ко времени пребывания русских в Дюссельдорфе в 1813 году относится такой анекдот. Два офицера – русский, из числа тех, кто освободил город, и француз, сдавшийся на честное слово, поселились в одной гостинице.

Русский кавалерист носил на каске прекрасный султан. Однажды он встретился на лестнице с французом, шедшим с несколькими своими друзьями. Не зная, что русский офицер говорит по-французски, француз сказал: «Посмотрите, этот офицер убил петуха и носит его перья».

Русский ответил: «Точно так, сударь, мы убили вашего большого петуха (имеется в виду галльский петух – старинный символ Франции), общипали его, и теперь я ношу его перья».

Головокружительная высота
В Париже, на Вандомской площади, стояла колонна, также носившая название Вандомской. Она была сооружена в 1806-1810 годах в честь побед, одержанных Наполеоном, и сделана из бронзы перелитых трофейных неприятельских пушек. Ее высота равнялась сорока трем с половиной метрам. На самом ее верху была водружена статуя Наполеона.

После того как 30 марта 1814 года в Париж вошли союзники, статуя Наполеона была сброшена.

Александр I, объезжая Париж, побывал и на Вандомской площади. Взглянув на верх опустевшей колонны, он сказал: «У меня закружилась бы голова на такой высоте».

И все же в 1830-1834 годах, уже после смерти Александра I, повелением Николая I, в Петербурге, на Дворцовой площади, архитектором Огюстом Монферраном была воздвигнута колонна, названная Александровской, или же Александрийским столпом. Ее высота была на четыре метра больше Вандомской. Правда, на верху колонны стоял не Александр I, а ангел с крестом работы скульптора Бориса Ивановича Орловского, однако все знали, что ангел – олицетворение Александра, которого льстиво называли «царь-ангел».

Признание собственной оплошности
Однажды на маневрах Александр послал с приказом князя Лопухина – молодого, красивого, но очень глупого офицера.
Возвратившись к императору, Лопухин все перепутал, переврал и тем испортил дело. Александр, вздохнув, сказал: «Да и я дурак, что вас послал».

Первые дилижансы
В декабре 1820 года из Петербурга в Москву отправились первые дилижансы. Петербуржцы не верили в их комфортабельность и опасались новинки. В первый рейс в четырехместном дилижансе отправился всего один человек – француз Дюпре де Сен-Мор. Это было 1 декабря. Через три дня отправился еще один дилижанс. В нем поехали уже четыре пассажира: двое из них сидели лицом вперед, двое – лицом назад, спинами друг к другу. Так как в отличие от карет лежать в дилижансе было нельзя, то возчики прозвали дилижанс «нележансом». Весь путь занимал двое суток.

Просмотров: 8255 | Версия для печати   

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Другие новости по теме:

При использовании материалов сайта ссылка на arhiv-history.ru обязательна.