“Тишайший” царь “бунташного” века.
|
Век XVII никогда не пользовался таким вниманием исследователей, как те периоды в отечественной истории, которые принято называть “эпохами” – “эпоха Древнерусского государства”, “эпоха феодальной (политической) раздробленности”, “эпоха владычества Орды над Русью”, “эпоха Ивана Грозного”, “эпоха Петра I” и т.д. Отсутствие тщательного и систематического изучения данного периода приводило к складыванию неких клише, за которыми на долгие годы прятались события, процессы, персоналии этого времени.
|
Подробнее
|
Куликовская битва: взгляд через столетия
|
В последнее время появилось среди нас много разных ниспровергателей. Одни разрушают или расточают страну — то, что не ими было создано; другие прибирают к рукам или крушат культурные ценности — то, что не ими было накоплено; третьи третируют основанные на извечном религиозном мировоззрении понятия морали и этики — то, чему сами не желают следовать; четвёртые пересматривают историю; пятым очень хочется навязать обществу новые нормы языка, новые праздники, вообще заставить людей отказаться от своего родного…
|
Подробнее
|
Москва в XVII веке
|
Кремль - центральная и самая древняя часть города. Иван III почти полностью осуществил его переделку. Первым был возведен собор Успения Пресвятой Богородицы - главный собор всего Московского государства. Вслед за ним на Соборной площади поднялись Благовещенский и Архангельский соборы. Для наиболее важных государственных мероприятий был построен торжественный тронный зал - так называемая Грановитая палата.
|
Подробнее
|
Первые цари из рода Романовых и внутренняя политика в годы их правления.
|
Первым царем из рода Романовых стал Михаил Федорович. Это произошло в 1613 году, после долгих лет Смуты, разорившей и обескровившей страну. Выборы Земским собором нового царя были весьма бурными. Несколько боярских партий имели своих кандидатов. За юного Михаила Федоровича помимо придворных выступили казаки, создавшие собственную легенду о передаче власти царем Федором.
|
Подробнее
|
Избрание Царя и завершение Смутного времени
|
После занятия Москвы и ухода Ходкевича русская земля была очищена от поляков. В южных окраинах бродили еще шайки их и запорожских казаков. Покинувшие отряд Ходкевича запорожские казаки ушли на северо-восток, захватили и разграбили Вологду.
|
Подробнее
|
Воспоминания декабристов о следствии как исторический источник
|
Как известно, основными источниками сведений о движении декабристов являются материалы следствия над ними и воспоминания и записки самих декабристов. Оба эти вида источников являются достаточно сложными для исследования и ставят ряд специфических источниковедческих проблем, которые нельзя считать исчерпанными, несмотря на обширность литературы, посвященной декабристам.
|
Подробнее
|
Пять лет, "выпавших" из русской истории
|
Формально Петр I занимал русский престол около 43 лет, с 1682 по 1725 год. Сам он, однако, считал, что начал служить отечеству с 1695 года, когда предпринял свой первый военный поход на Азов, принадлежавший тогда туркам. Если следовать этой логике, то есть, исключить годы детства и разнообразных петровских «потех», то получается, что реально Петр правил 29 лет, причем 25 из них воевал.
|
Подробнее
|
Как снимали Жукова?
|
Отстранив его от власти в октябре 1957 года, партийная элита расчистила путь к превращению армии в орудие политической борьбы...
|
Подробнее
|
О походе Ивана Грозного на Казань
|
Иулиа 20, в среду, на Ильин день. Прииде государь вцерковь Рожества Пречистые и великым чюдотворцом ж и молебная с великими слезами на мног час севрешиви призва всесилнаго Бога на помощь и пречистую Его Богоматерь и великых чюдотворцов, такоже и святых своих сродиик, такоже и молитвы пресвящеанаго архиерея митрополита Макариа и всего пресвященнаго правослаянаго собора и всего народа христианьска молитвы, и настоящему пути государь касается, поеде за Оку реку на Саканьской лес.
|
Подробнее
|
О происхождении "холопства" московской знати
|
Традиционно считается, что существовавшая в Московской Руси XVI-XVII вв. практика именования представителей знати по отношению к государю «холопами», т.е. термином, издревле обозначавшим людей лично несвободных, распространяется с конца XV столетия, причем ее появление расценивается как свидетельство уподобления отношений великого князя и знати отношениям господина и его холопов.
|
Подробнее
|
| |